Подготовка научно-педагогических кадров для уголовно-исполнительной системы: некоторые проблемы и варианты решения
Аннотация
Уголовно-исполнительная система представляет собой государственную управленческую структуру, осуществляющую самые различные функции, направленные на достижение цели эффективного исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Одна из функций, возложенных на уголовно-исполнительную систему, заключается в подготовке квалифицированных научно-педагогических кадров. В статье приводятся некоторые статистические данные о деятельности адъюнктур образовательных организаций ФСИН России; выявляются определенные проблемы, затрудняющие подготовку научно-педагогических кадров; предлагаются меры по повышению эффективности подготовки научно-педагогических кадров в уголовно-исполнительной системе. Данная статья подготовлена на основе научно-исследовательской работы, проведенной в Научно-исследовательском институте Федеральной службы исполнения наказаний в 2023 г.
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 05/2024 |
Страницы | 35-38 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-5-35-38 |
Как указано в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138, одним из основных направлений развития современной уголовно-исполнительной системы является ее научно-техническое развитие. В рамках данного направления предусмотрено развитие научного потенциала уголовно-исполнительной системы, способствующего получению научных и научно-технических результатов высокого качества, и их внедрение в практическую деятельность, а также проведение научных исследований эффективности исполнения отдельных видов уголовных наказаний.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» подготовка научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) осуществляется образовательными организациями высшего образования, организациями дополнительного профессионального образования, научными организациями в рамках программ адъюнктуры.
В уголовно-исполнительной системе ключевое место в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров отводится адъюнктурам, создаваемым в ведомственных вузах и научных организациях, обладающих соответствующим кадровым потенциалом. В настоящее время в учебных образовательных организациях ФСИН России созданы и функционируют две адъюнктуры — в Академии ФСИН России и в Воронежском институте ФСИН России. Обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в адъюнктурах осуществляется по научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. № 118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093».
Адъюнктуры образовательных организаций ФСИН России готовят специалистов по различным научным специальностям. В Академии ФСИН России обучение ведется по следующим научным специальностям: теоретико-исторические правовые науки; публично-правовые (государственно-правовые) науки; частно-правовые (цивилистические) науки; уголовно-правовые науки; региональная и отраслевая экономика; педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред; юридическая психология и психология безопасности; общая педагогика, история педагогики и образования. В Воронежском институте ФСИН России обучение ведется по специальностям: математическое моделирование, численные методы и комплексы программ; системный анализ, управление и обработка информации, статистика.
Вместе с тем в научных и образовательных организациях ФСИН России в настоящее время функционируют пять диссертационных советов, осуществляющих защиты диссертаций только по шести научным специальностям.