Деятельность Роструда по предупреждению нарушений в сфере труда: современное состояние и перспективы развития
Аннотация
В статье исследуются вопросы современной профилактической деятельности Роструда, обозначаются перспективы ее развития с учетом нового закона о государственном (муниципальном) контроле (надзоре), Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года и Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2024 год. Исследуя указанные нормы, а также подчеркивая важность профилактического визита как обязательной для работодателя превентивной меры, автор предлагает включить в число профилактических мер Роструда самообследование и показывает его взаимосвязь с профилактическим визитом. Автор показывает перспективы использования Рострудом самообследований (его применения государственными инспекторами труда) и предлагает проводить их рейтингерование. Отдельно автором рассматривается вопрос о мерах стимулирования добросовестного правового поведения работодателей, критериях добросовестности и их влияние на определение категорийности и формирование репутации работодателей. Подчеркивается важность ведения цифрового дела работодателя и постоянный мониторинг поступающих сведений, а также перспективы создания цифрового кабинета государственного инспектора труда для оценки эффективности их работы и адресности реализации профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 05/2024 |
Страницы | 31-34 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-5-31-34 |
Современная контрольная (надзорная) деятельность претерпевает существенные изменения: новое законодательство, новые акценты в его реализации и новые подходы к перспективам правового регулирования.
Новый Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о надзоре) вступил в силу с 1 июля 2021 г. и четко провел границу между профилактическими и контрольными (надзорными) мероприятиями, проводимыми должностными лицами контрольных (надзорных) органов, и самое главное, обозначил превалирование профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, независимую оценку соблюдения обязательных требований над контрольными (надзорными) мероприятиями.
До вступления в силу данного закона в практику контрольных (надзорных) органов был внедрен риск-ориентированный подход, который позволил и будет позволять относительно небольшими затратами со стороны органов государства осуществлять их контрольную (надзорную) функцию. В сочетании с приоритетностью профилактических мер риск-ориентированный подход способствует снижению административной нагрузки на объекты контроля (надзора) и одновременно содействует охвату контрольными (надзорными) мерами тех объектов, которые наиболее «нуждаются» в государственной опеке.
Роструд — один из первых органов государственного контроля (надзора), который начиная с 2013 г. в своей деятельности признал приоритетными профилактические меры, очертив реализацию компетенции рамками модели «соответствия», т.е. содействия работодателям в соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В отличие от модели «санкции», суть которой состояла в выявлении и пресечении нарушений трудовых прав с обязательным привлечением работодателей к административной ответственности, модель «соответствия» фактически подчеркивает важность сотрудничества работодателей, работников и Роструда, направленного на профилактику нарушений трудовых прав. Время показывает эффективность данной модели, ее жизнеспособность и, обратим внимание, действие на опережение законодательства. Модель «санкции», безусловно, оперативно реагировала на нарушения трудовых прав работников и позволяла пополнять бюджеты на суммы административных штрафов за любые нарушения, в то время как модель «соответствия» в ее современном воплощении направлена на помощь работодателю, на стимулирование выполнения им всех обязательных требований в сфере труда и, в крайнем случае, на вынесение ему предупреждения.
Позднее была разработана Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015–2020 годы), в которой обращалось внимание на необходимость «осовременить» деятельность Роструда, в том числе и в связи с недостаточным применением мер предупреждения и профилактики к работодателям. Несмотря на истечение срока ее действия, многие положения данной концепции реализованы уже после 2020 г. и до сих пор воплощаются, но уже в совокупности с новыми положениями Федерального закона о надзоре.