Дата публикации: 18.04.2024

Проблемы административно-правового обеспечения перехода к циркулярной экономической модели агропромышленного комплекса на примере реализации федерального проекта «Экономика замкнутого цикла»

Аннотация

В статье рассмотрены проблемные вопросы, связанные с механизмом административно-правового регулирования перехода России к циклической экономике, особенно в области агропромышленного комплекса, которые являются актуальной проблемой в современном законодательстве. Разрабатываемые и реализуемые федеральные проекты и национальные стратегии требуют осмысления, анализа, систематизации данных для возможной корректировки. Решение данных вопросов будет полезно для правоприменительной деятельности. Авторы исследуют вопросы, связанные с административно-правовым режимом перехода России от линейной экономики к экономике замкнутого цикла, анализируют контрольные точки федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» применительно к реализации принципов циклической экономики в агропромышленном комплексе.




Современная цивилизация имеет необходимость обеспечения себя безопасной и здоровой пищей, получаемой и перерабатываемой настолько максимально без вреда окружающей среде, насколько это возможно для поддержания существования человеческого вида. В ситуации существования человека в социуме, который обеспечивается мерами государственной поддержки или государственного принуждения, возникает проблема недостаточной эффективности линейной экономической модели. При линейной модели можно обеспечить себя достаточно сытной пищей, решая таким образом проблему нехватки ресурсов на уровне общемирового финансово-административного порядка, но только с помощью замкнутой системы экологического цикла в сельском хозяйстве можно прогнозировать относительно безопасную модель долгосрочного благополучия. С точки зрения товарного обеспечения замкнутый сельскохозяйственный цикл невозможен без ограничения земельного участка внутри самого себя, чтобы на основе возобновляемой замкнутой системы выращивать потребляемые сельскохозяйственные культуры. Потребитель в этой системе выносится за ее пределы, но для того чтобы данные квазисистемы могли функционировать, необходимо на административном уровне принимать меры адекватного реагирования на растяжку во времени между инвестированием и доходностью. Таким образом, циклическая модель экономического развития не может активно существовать без финансово-правового обеспечения в части инвестирования и без административно-правового обеспечения в части поддержки всех экологических инициатив. Возобновляемые экологические решения и бизнес-модели должны прежде всего основываться на долгосрочном инвестировании (как средстве финансово-правового обеспечения) и переходе в специальный административно-правовой режим, внутри которого должны применяться меру учета, контроля, ответственности в зависимости от достижения контрольных показателей эффективности.

Все вторичные ресурсы, которые могут быть полезны для развития промышленности или сельского хозяйства, по максимуму повторно используются либо перерабатываются, при этом очень важно, что большинство населения всех возрастов сознательно или в игровой форме вовлечено в экологическое движение.

 Устойчивое развитие государства в условиях, независимых от политических тенденций, взаимодействий и геополитических проблем в глобальном, общемировом масштабе, является ключевым вектором административно-правового регулирования экономического развития как мира, так и России.

Современный человек способен рационально мыслить и регулировать свои потребности таким образом, чтобы максимально комфортно для планеты, на которой мы все проживаем, гармонично развиваться и социализироваться. Таким образом, современные государства стоят перед проблемами, которые не могут быть решены без устойчивой программы развития экономики. Линейные схемы развития экономических и логистических связей, ранее устойчиво поддержанные со всех сторон путем административно-правового обеспечения практически во всех развитых странах, в настоящее время не справляются с проблемами засорения окружающей среды. В результате фиксируются пробелы в связке «производитель — потребитель». Транспортные связки в настоящее время во многом нарушены и требуют не возобновления, но коренного изменения в связи с линейностью прежнего развития.

Циркулярная экономика в данной ситуации призвана восстанавливать связи между производителями и потребителями. Правительством РФ и Министерством экономического развития РФ были определены ключевые задачи, без решения которых невозможно построить экономику замкнутого цикла. В первую очередь необходимо понимать, что основой данной модели является цикл минимизирования отходов, затем из имеющихся отходов максимальное извлечение тех полезных компонентов, которые в силу сельскохозяйственных процессов не смогли быть переработаны в первый раз, чтобы затем эти полезные компоненты переработать и использовать повторно уже по другому назначению, таким образом запустив цикл заново.

Список литературы

1. Ботнарюк М.В. Цифровые технологии: новые решения в управлении бизнес-процессами в транспортной логистике / М.В. Ботнарюк, М.И. Классовская // Морские интеллектуальные технологии. 2020. № 4-4 (50). С. 73–78. DOI: 10.37220/MIT.2020.50.4.100. EDN: JIZVWW.
2. Ланцева В.Ю. Обеспечение доступности транспортных услуг для населения отдаленных регионов России / В.Ю. Ланцева, В.В. Богатырева // Вестник Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. 2022. № 4 (41). С. 71–72. EDN: PQPXUC.
3. Мигда Н.С. К вопросу о правовом закреплении инновационного развития на транспорте / Н.С. Мигда // Евразийский юридический журнал. 2021. № 4 (155). С. 121–122. DOI: 10.46320/2073-4506-2021-4-155-121-122. EDN: NBGJBE.

Остальные статьи