Феномен инновации в гражданском праве
Аннотация
В работе рассмотрены проблемы определения границ и критериев понятия «инновации» в гражданском праве, проведен анализ нормативных положений, показана необходимость цивилистического познания феномена инновации и синхронизации законодательства в сфере регулирования отношений, возникающих в связи с разработкой, внедрением и использованием инноваций.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 04/2024 |
Страницы | 34-37 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-4-34-37 |
Запросы современного общества относительно улучшения качества жизни людей, актуализация различных социальных, экономических, правовых и других проблем послужили отправной точкой и стимулом для активного внедрения в различные сферы жизнедеятельности новых решений, имеющих практическую и экономическую ценность. Для определения такого рода нововведений применительно к созданию новых бизнес-моделей, улучшенному продукту или процессу деятельности, повышению конкурентоспособности предпринимателей и в целом стимулированию экономического роста страны используется термин «инновации».
Известный экономист Й. Шумпетер определял сущность инноваций в возможности коммерциализировать различные новшества, применение новых материалов, процессов, форм. Неопредставления понятия инновации различны, но при всем многообразии суждений в качестве главных признаков инноваций исследователи определяют критерий новизны и критерий, определяющий практическую эффективность (возможность коммерциализации). В юридической литературе также высказывается мнение о том, что инновации по своей сути представляют собой результаты, которым предоставляется охрана в качестве объектов интеллектуальной собственности. В частности, по мнению А.С. Ворожевич, к таким результатам следует отнести обладающие признаком коммерческой реализуемости патентоспособные объекты, топологии интегральных микросхем, программы ЭВМ и селекционные достижения. Придерживаясь аналогичной позиции, Н.П. Бородко считает, что авторами инновации являются физические лица, творческим трудом которых она получена.
Применительно к законодательному определению термина «инновация» и некоторых других связанных с ним терминов следует отметить, что, согласно нормативному определению, закрепленному в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее — Закон о науке и политике), инновационная деятельность представляет собой деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленную на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры. Правовая регламентация отношений по созданию, апробации и внедрению цифровых инноваций обеспечивается Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (далее — Закон об экспериментальных правовых режимах).
Инновативные направления развития России определены в Указе Президента Российской Федерации № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.», Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 642, Концепции технологического развития на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1315-р и др.