Дата публикации: 18.04.2024

Феномен инновации в гражданском праве

Аннотация

В работе рассмотрены проблемы определения границ и критериев понятия «инновации» в гражданском праве, проведен анализ нормативных положений, показана необходимость цивилистического познания феномена инновации и синхронизации законодательства в сфере регулирования отношений, возникающих в связи с разработкой, внедрением и использованием инноваций.




Запросы современного общества относительно улучшения качества жизни людей, актуализация различных социальных, экономических, правовых и других проблем послужили отправной точкой и стимулом для активного внедрения в различные сферы жизнедеятельности новых решений, имеющих практическую и экономическую ценность. Для определения такого рода нововведений применительно к созданию новых бизнес-моделей, улучшенному продукту или процессу деятельности, повышению конкурентоспособности предпринимателей и в целом стимулированию экономического роста страны используется термин «инновации».

Известный экономист Й. Шумпетер определял сущность инноваций в возможности коммерциализировать различные новшества, применение новых материалов, процессов, форм. Неопредставления понятия инновации различны, но при всем многообразии суждений в качестве главных признаков инноваций исследователи определяют критерий новизны и критерий, определяющий практическую эффективность (возможность коммерциализации). В юридической литературе также высказывается мнение о том, что инновации по своей сути представляют собой результаты, которым предоставляется охрана в качестве объектов интеллектуальной собственности. В частности, по мнению А.С. Ворожевич, к таким результатам следует отнести обладающие признаком коммерческой реализуемости патентоспособные объекты, топологии интегральных микросхем, программы ЭВМ и селекционные достижения. Придерживаясь аналогичной позиции, Н.П. Бородко считает, что авторами инновации являются физические лица, творческим трудом которых она получена.

Применительно к законодательному определению термина «инновация» и некоторых других связанных с ним терминов следует отметить, что, согласно нормативному определению, закрепленному в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее — Закон о науке и политике), инновационная деятельность представляет собой деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленную на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры. Правовая регламентация отношений по созданию, апробации и внедрению цифровых инноваций обеспечивается Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (далее — Закон об экспериментальных правовых режимах).

Инновативные направления развития России определены в Указе Президента Российской Федерации № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.», Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 642, Концепции технологического развития на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1315-р и др.

Список литературы

1. Бородко Н.П. Права в освоении теории инноваций / Н.П. Бородко // Труды БГТУ. Серия 6 : История, философия. 2019. № 1 (221). С. 120–123.
2. Ворожевич А.С. Инновация: проблемы доктринального и нормативного определения / А.С. Ворожевич // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 9. С. 1–10.
3. Гаджиев Ю.А. Теоретические подходы к определению сущности инноваций / Ю.А. Гаджиев // Sciences of Europe. 2016. № 6–1 (6). С. 25–28.
4. Некрасов С.И. Философия науки и техники: тематический словарь / С.И. Некрасов, Н.А. Некрасова. Орел : ОГУ, 2010. 289 с.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Москва : Азъ, 1992. 960 с.
6. Осипов М.Ю. Новеллы и инновации в праве: понятие и соотношение / М.Ю. Осипов // Право и политика. 2021. № 2. С. 1–14.
7. Янсен Ф. Эпоха инноваций. Как заниматься бизнесом творчески постоянно, а не от случая к случаю : перевод с английского / Ф. Янсен. Москва : Инфра-М, 2002. 308 с.
8. Хоменко Е.В. Общее значение и экономическая сущность понятия «Инновация» / Е.В. Хоменко // Идеи и идеалы. 2011. № 1. С. 110–115.

Остальные статьи