Демократический конституционный дизайн в современном государстве и публично-правовой коммуникации: воля народа, мнение экспертов, правовая и информационная инженерия органов публичной власти
Аннотация
В работе идентифицируется природа конституционного дизайна как сложного полисистемного феномена, разграничиваются категории «конституционное правотворчество» и «конституционный дизайн». В современных демократических государствах в процессе создания конституции и проведения в жизнь конституционных изменений имеют правотворческое значение воля народа, мнение экспертов и правовая инженерия органов публичной власти. Автор предлагает концепт «демократический конституционный дизайн» для перспективной оценки и выработки нормативных, институциональных и процедурных требований к процессу разработки, принятия и изменения современных конституций.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 04/2024 |
Страницы | 18-21 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-4-18-21 |
Демократический конституционный дизайн – сложная публично-правовая и политическая категория, которая в XXI веке приобретает новое измерение, связанное с участием общественности, мини-публики, экспертного мнения, гражданских ассамблей и широких слоев граждан в процессе обсуждения, разработки, принятия конституционных поправок или проекта новой конституции в условиях использования новых технологических ресурсов: информационного вовлечения, цифрового участия, краудсорсинга и иных цифровых платформ. Появились исследовательские программы изучения опыта привлечения граждан (на делиберативных началах) в процесс создания конституций и принятия конституционных поправок (в европейских странах), развития делиберативных «мини-публик» на различных уровнях территориальной организации и осуществления публичной власти (на национальном, региональном и муниципальном уровнях), вовлечение воли народа в процесс обсуждения и принятия конституционных и иных государственных решений в странах Латинской Америки как противовес глобальному тренду на снижение уровня поддержки демократии.
Конституция страны представляет собой инфраструктурный ресурс для публично-правовой коммуникации. Не случайно в ней видят среду и источник для политико-правового коммуникативного пространства. Конституционное пространство может представлять собой информационно-коммуникативную среду, где господствует подавление инакомыслия, преобладает институциональное и морально-политическое давление с ограниченными возможностями для обсуждения и согласования проблемных конституционно-значимых вопросов. Однако формирование делиберативной конституционной среды (с позиций коммуникативной деятельности Ю. Хабермаса) «предоставляет возможность свободного обмена мнениями», такой обмен не эквивалентен экономическому обмену, каждый может заявлять или защищать «собственные интересы», но реализации подвергаются те из них, что «прошли проверку на общественном форуме, т. е. получили общую поддержку». В то же время опыт России начала 1990-х гг. показал, что «страна, привыкшая к одной «руководящей» силе, причем с закреплением этого принципа в Конституции, оказалась неспособной жить в условиях просто демократических правил и экономических инициатив». Такая конституционно-делиберативно-демократическая среда вряд ли может сформироваться быстро после господства одной правящей партии; но и спустя 30 лет после принятия демократической Конституции РФ нужны позитивные действия по формированию такой среды.
Конституционное правотворчество как правовая категория охватывает достаточно широкий круг вопросов, включая вопросы создания и изменения конституций, развития конституционного законодательства, влияние доктрины конституционного права на законодательство и практику его применения, юридическая интерпретация конституций и законодательства в контексте доктрины и конституционного контроля, реализация правовых позиций и решений органов конституционного контроля, их влияние на совершенствование и развитие законодательства и отдельных правовых институтов.