Президентская форма правления Республики Казахстан в условиях конституционных реформ
Аннотация
В статье освещается эволюция формы правления в Казахстане от парламентарной республики через президентскую республику, полупрезидентскую республику с усиленным Верховным Советом к президентской форме правления, учрежденной Конституцией 1995 г. и действующей по настоящее время. Она модернизировалась в условиях проведенных конституционных реформ. Существенные изменения в статус Президента и других высших госорганов внесены согласно решению республиканского референдумом 2022 г.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 02/2024 |
Страницы | 61-69 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-2-61-69 |
Для Казахстана 2019–2023 гг. явились временем всесторонних глубоких преобразований.
Результаты состоявшегося 5 июня 2022 г. референдума вместе с внесенными Парламентом 17 сентября этого же года поправками в Конституцию стали основополагающим шагом в созидании, как заявлено Президентом Республики К.К. Токаевым, Нового Справедливого Казахстана.
Происходит перезагрузка важнейших политических институтов, формируется открытая и конкурентоспособная экономическая система, работающая на благо всех граждан, укрепляется их социальная защищенность.
В рамках осуществления системной трансформации политической системы создается более демократическая модель устройства общества и государства. На основе обновленного выборного законодательства (в том числе применения смешанной мажоритарно-пропорциональной системы формирования Мажилиса и маслихатов) прошли выборы Президента Республики, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, местных представительных органов и акимов низового звена.
Для формирования деятельной оппозиции внесены изменения в конституционные законы о Парламенте и о выборах, а также в закон о политических партиях. В Мажилисе Парламента ныне представлены пять политических партий (вместо, как ранее, трех), из которых четыре имеют партийные фракции.