Право граждан на местное самоуправление: проблемы толкования и реализации на современном этапе исторического развития России
Аннотация
Статья посвящена анализу конституционного права граждан на местное самоуправление в Российской Федерации. Авторами производится анализ различных подходов российского законодателя к трактовке и содержанию понятия «местное самоуправление» за последние 30 лет исторического развития государства. Отдельное внимание в статье уделяется анализу позиций Конституционного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам реализации права граждан на местное самоуправление. По итогам исследования делается вывод о том, что конституционное право граждан на местное самоуправление с момента его первоначального закрепления существенным образом изменилось в новейший период российской истории, фактически исключив прямое участие граждан из непосредственного осуществления местного самоуправления, что, несомненно, говорит о снижении уровня непосредственного народовластия в качестве содержательной основы конституционной гарантии права граждан на местное самоуправление в России.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 02/2024 |
Страницы | 30-38 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-2-30-38 |
Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление является одной из форм власти народа, а также неотъемлемой частью основ конституционного строя, которые признаются, гарантируются и осуществляются на всей территории Российской Федерации. Конституция РФ прямо не указывает в своем тексте наличие у граждан права на местное самоуправление, не указано оно в том числе и в гл. 2 Конституции Российской Федерации, закрепляющей основы правового статуса личности в России, однако, исходя из смысла нормативных положений ч. 2, 3 ст. 3, ч. 2 ст. 32, ст. 130–133 Конституции РФ, можно с уверенностью утверждать, что право граждан на местное самоуправление носит конституционно-правовой характер. В этой связи полагаем, что наличие конституционного признания государством местного самоуправления означает не только выражение согласия на придание ему законной силы, но и обязанность формирования его содержания и гарантированности вне зависимости от какихлибо «конъюнктурных» условий и интересов, возникающих на конкретном этапе исторического развития государства и общества.
Однако данный постулат полностью «отвергается», если посмотреть, как российский законодатель на протяжении всей новейшей истории России формирует содержательные характеристики местного самоуправления, определяет механизмы его осуществления со стороны населения.
Первый подход к пониманию местного самоуправления и роли граждан в его реализации в новейшей российской истории был предпринят в ст. 1 Закона РФ № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», в которой местное самоуправление было прямо связано с системой организации деятельности граждан на соответствующей территории для решения вопросов местного значения.