Дата публикации: 01.02.2024

Участие граждан в осуществлении общественного контроля государственных и муниципальных закупок

Аннотация

Участие граждан в осуществлении общественного контроля государственных и муниципальных закупок является не только формой взаимодействия органов местного самоуправления и граждан, но и одним из инструментов противодействия коррупции. Вместе с тем при участии граждан в осуществлении общественного контроля государственных и муниципальных закупок возникают проблемы, связанные с координацией участия граждан в осуществлении общественного контроля, а также отсутствует достаточная квалификация участников общественного контроля. Авторами настоящей статьи предлагаются пути решения указанных проблем.




Общественный контроль в целом и в сфере государственных и муниципальных закупок в частности является не только формой взаимодействия органов местного самоуправления и граждан, но и одним из эффективных инструментов противодействия коррупции.

По мнению А.А. Спиридонова, целью общественного контроля с конституционно-правовой точки зрения является не сама критика органов публичной власти, а выработка предметных и реальных предложений и рекомендаций по улучшению реализации осуществляемых ими функций.

Общественный контроль, как отмечает И.В. Тепляшин, осуществляется в 15 сферах, одной из которых является общественный контроль государственных и муниципальных закупок.

Следует отметить, что в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также — Закон о контрактной системе, Федеральный закон № 44) отсутствует легальное определение общественного контроля государственных и муниципальных закупок. Так, в ст. 102 Закона о контрактной системе дается лишь перечень субъектов, участвующих в осуществлении общественного контроля публичных закупок, определены цели данной формы общественного контроля, а также перечень полномочий, которыми обладают участники общественного контроля публичных закупок.

Вместе с тем, несмотря на отсутствие легального определения, общественный контроль государственных и муниципальных закупок является самостоятельным видом общественного контроля, что проявляется в следующем.

Список литературы

1. Мамедова Н.А. Общественный контроль в сфере государственных закупок / Н.А. Мамедова // Экономическое возрождение России. 2014. № 3 (41). С. 116–123.
2. Маркина Е.В. Расширение прав граждан Российской Федерации в сфере осуществления общественного контроля как способ предупреждения конституционных конфликтов / Е.В. Маркина, А.Н. Позднышов // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 5. С. 50–54.
3. Метлина А.Е. Профессиональное обучение и подготовка специалиста в сфере государственных закупок / А.Е. Метлина // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 6 (212). С. 158–166.
4. Петелин А.Л. Проблемы правового регулирования деятельности субъектов общественного контроля в сфере государственных и муниципальных закупок / А.Л. Петелин // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2021. № 3. С. 59–63.
5. Спиридонов А.А. Государственный, муниципальный и общественный контроль: содержание и соотношение понятий с позиций конституционного права / А.А. Спиридонов // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 5 (138). С. 33–45.
6. Тепляшин И.В. Сферы реализации общественного контроля: границы достигнутого и направления развития / И.В. Тепляшин // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 9. С. 8–12.

Остальные статьи