Конституционное регулирование выборов: сравнительный анализ коэффициента заинтересованности законодателя (на примере Российской Федерации и стран ближнего зарубежья)
Аннотация
В статье рассматривается проблема конституционного регулирования выборов. На примере анализа статей Конституции Российской Федерации и конституций ряда стран ближнего зарубежья показана авторская методика определения степени заинтересованности создателей конституции в вопросах выборов. Эта методика заключается в расчете коэффициента заинтересованности законодателя (КЗЗ). Под коэффициентом заинтересованности законодателя понимается доля норм, регулирующих выборы, в общем количестве предписаний, содержащихся в тексте конституции. В статье произведены расчеты по двум основаниям. Первый расчет сделан с учетом общего количества статей каждой конституции и статей, посвященных выборам. Для второго расчета учтены не статьи, а пункты, на которые делятся статьи конституции. Установлено, что доля статей, имеющих отношение к выборам, в конституциях стран исследуемого региона в среднем составляет около 1/10 текста. Самую значительную долю — 17,31% статей занимают статьи о выборах в Конституции Беларуси, тогда как в Конституции Эстонии эта доля почти в три раза меньше. Обосновано, что авторская методика определения коэффициента заинтересованности законодателя может быть полезна в контексте формально-юридического и сравнительно-правового анализа нормативных правовых актов разного объема и направленности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 02/2024 |
Страницы | 11-18 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-2-11-18 |
Выборы как институт непосредственной демократии имеют огромную ценность для гражданина, государства и социально-политической жизни страны в целом. В конституциях любых государств уделяется внимание этому важнейшему вопросу.
Именно те положения избирательного права, которые нашли отражение в статьях конституций, имеют особое значение для данной сферы отношений и для реализации принципа народовластия в целом: «В силу строгости оформления нормативного материала основной закон служит эффективным юридико-техническим средством установления четких правил, касающихся избрания президента, депутатов парламента, представительных (законодательных) органов государственной власти регионов (в федеративном государстве — субъектов Федерации), руководителей исполнительной власти регионально-субъектного уровня (губернаторов), органов местного самоуправления».
Вопрос о конституционном регулировании выборов всегда находился в поле зрения исследователей. Сравнительный синхронный и диахронный анализ конституционных статей, регламентирующих электоральные отношения, проводился как маститыми, так и молодыми российскими и зарубежными правоведами и др.