Основные подходы к формам взаимодействия органов публичной власти
Аннотация
Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляя свою деятельность, взаимодействуют между собой в различных формах и, в соответствии с Конституцией РФ*, такое взаимодействие вменяется им в обязанность. В статье рассматриваются основные формы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления во исполнение требований нормативных правовых актов, а также инициативные формы взаимодействия. Обобщены имеющиеся подходы к взаимодействию органов публичной власти и приведен авторский подход к формам взаимодействия органов публичной власти, в том числе при осуществлении своих полномочий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 02/2024 |
Страницы | 6-10 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-2-6-10 |
Значимость конституционного понятия «взаимодействие», толкуемого как согласованные действия по решению задач и функций органов публичной власти, существенно возросла с внесением поправок в Конституцию Российской Федерации, став для них обязательным условием функционирования. Под формами взаимодействия между органами публичной власти понимаются способы осуществления ими совместных согласованных действий как обязательного, обусловленного нормативными правовыми актами, так и добровольного, инициативного характера для наиболее эффективного развития территорий и совершенствования качества жизни населения, проживающего на этих территориях.
Разброс мнений по определению сущности форм взаимодействия в науке достаточно широк. Так, И.В. Лобанов определяет всего четыре формы взаимодействия, относя к наиболее важным контроль и координацию, сотрудничество по решению государственных задач, а также совместную деятельность. В.Г. Карташов к формам взаимодействия относит «оказание государственной финансовой помощи органам местного самоуправления (субвенции); совместное долевое финансирование программ; передача государственного имущества во временное пользование; реализацию органами местного самоуправления права законодательной инициативы; контроль и координация».
Анализ правовых источников и научной литературы по данному вопросу позволяет высказать следующие суждения. Из различных значений понятия «форма», имеющихся в научной литературе, приемлемым является его понимание как «способа существования содержания, неотделимого от него и служащего его выражением».