Социальное обеспечение военнослужащих — участников специальной военной операции (региональный аспект)
Аннотация
В данной статье рассмотрены особенности регионального правового регулирования социального обеспечения военнослужащих — участников специальной военной операции, а также членов их семей. Выявлено, что правовое регулирование социального обеспечения, адресованного как военнослужащим, так и членам их семей, подтверждает дифференциацию как при определении размеров выплат, так и при установлении условий их предоставления в регионах. Законодатели субъектов РФ, исходя из уровня социального риска, сопровождающегося таким фактором, как участие в военных действиях, влияющим на степень тяжести и вероятность наступления такого риска, закрепляют определенный комплекс прав в сфере социального обеспечения за военнослужащим — участником СВО, а также членами его семьи. Данный комплекс прав на материальное (денежное) обеспечение военнослужащих — участников СВО может предоставляться по нескольким основаниям, что позволяет единовременно решить несколько задач социального обеспечения для смягчения (преодоления) последствий наступления социального риска.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 01/2024 |
Страницы | 18-23 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2024-1-18-23 |
Специальная военная операция (далее — СВО), отдельным этапом которой стала частичная мобилизация, объявленная 21 сентября 2022 г., — события, давшие импульс принятию значительного объема региональных законодательных актов в области социального обеспечения военнослужащих, принимающих участие в СВО.
В целях обеспечения социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации Указ Президента РФ от 16 марта 2022 г. № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» обозначил необходимость принятия субъектами РФ, с учетом географических особенностей территорий регионов, исчерпывающих мер по обеспечению социально-экономической стабильности, предусматривающих в том числе меры адресной поддержки различных категорий граждан Российской Федерации, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии с п. «ж» ст. 72 Конституции РФ социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что означает право субъекта Российской Федерации устанавливать меры социальной поддержки дополнительно к федеральным мерам, принимая на себя обязательства по их финансированию. В создавшихся условиях назрела острая необходимость быстрой реакции законодателя, активного участия регионального законодателя в области, связанной с социальным обеспечением лиц, участвующих в СВО, а также членов их семей, подверженных социальному риску.