Дата публикации: 24.01.2024

Социальное обеспечение военнослужащих — участников специальной военной операции (региональный аспект)

Аннотация

В данной статье рассмотрены особенности регионального правового регулирования социального обеспечения военнослужащих — участников специальной военной операции, а также членов их семей. Выявлено, что правовое регулирование социального обеспечения, адресованного как военнослужащим, так и членам их семей, подтверждает дифференциацию как при определении размеров выплат, так и при установлении условий их предоставления в регионах. Законодатели субъектов РФ, исходя из уровня социального риска, сопровождающегося таким фактором, как участие в военных действиях, влияющим на степень тяжести и вероятность наступления такого риска, закрепляют определенный комплекс прав в сфере социального обеспечения за военнослужащим — участником СВО, а также членами его семьи. Данный комплекс прав на материальное (денежное) обеспечение военнослужащих — участников СВО может предоставляться по нескольким основаниям, что позволяет единовременно решить несколько задач социального обеспечения для смягчения (преодоления) последствий наступления социального риска.




Специальная военная операция (далее — СВО), отдельным этапом которой стала частичная мобилизация, объявленная 21 сентября 2022 г., — события, давшие импульс принятию значительного объема региональных законодательных актов в области социального обеспечения военнослужащих, принимающих участие в СВО.

В целях обеспечения социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации Указ Президента РФ от 16 марта 2022 г. № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» обозначил необходимость принятия субъектами РФ, с учетом географических особенностей территорий регионов, исчерпывающих мер по обеспечению социально-экономической стабильности, предусматривающих в том числе меры адресной поддержки различных категорий граждан Российской Федерации, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с п. «ж» ст. 72 Конституции РФ социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что означает право субъекта Российской Федерации устанавливать меры социальной поддержки дополнительно к федеральным мерам, принимая на себя обязательства по их финансированию. В создавшихся условиях назрела острая необходимость быстрой реакции законодателя, активного участия регионального законодателя в области, связанной с социальным обеспечением лиц, участвующих в СВО, а также членов их семей, подверженных социальному риску.

Список литературы

1. Антипьева Н.В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения: диссертация доктора юридических наук / Н.В. Антипьева. Москва, 2016. 444 с.
2. Гурьева О.Ю. Социальные риски: история и философские основы возникновения / О.Ю. Гурьева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2006. Т. 12. № 6. С. 319–323.
3. Колодяжная А.И. Международные стандарты социальных рисков как основание для социального обеспечения человека / А.И. Колодяжная // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 12. С. 107–112.
4. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения : учебник для бакалавров. Углубленный курс / Е.Е. Мачульская. 3-е изд. Москва : Юрайт, 2014. 587 с.
5. Семянникова Д.А. Правовые нормы социального обеспечения военнослужащих — участников специальной военной операции / Д.А. Семянникова // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. № 4. С. 89–97.

Остальные статьи