Дата публикации: 24.01.2024

Специальная военная операция: проблемы правового характера

Аннотация

В статье через призму конституционных норм и норм Федерального конституционного закона «О военном положении» рассмотрено новое понятие «специальная военная операция», появившееся в рамках особого правового режима военного положения. При этом учтены акты Президента Российской Федерации, которыми введено военное положение на территории отдельных субъектов Российской Федерации. По итогам осуществленного анализа предложено объяснение словосочетания «специальная военная операция». Проанализирован Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756», предусматривающий меры, которые должны осуществляться в субъектах Российской Федерации в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей». В тексте анализируемого акта выявлены правовые нестыковки и юридико-технические погрешности. В результате проведенного исследования сформулированы предложения по внесению дополнений в Федеральный конституционный закон «О военном положении» и внесению изменений в Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756».




Основной Закон государства — Конституция Российской Федерации — предусматривает возможность введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения, которое устанавливается Президентом Российской Федерации как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Основанием для введения военного положения определены случаи агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Кроме того, предусмотрено, что режим военного положения должен определяться федеральным конституционным законом (ч. 2, 3 ст. 87).

Федеральный конституционный закон «О военном положении», определяя понятие военного положения как особого правового режима, повторяет вышеназванные конституционные нормы в отношении территории и оснований его введения (п. 1 ст. 1), а также признает актами агрессии против Российской Федерации, в том числе: вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации; действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации (п. 2 ст. 3).

В обращении Президента Российской Федерации, состоявшемся 24 февраля 2022 г., было объявлено, что главой государства принято решение о проведении специальной военной операции. Основанием для ее проведения послужили ст. 51 Устава Организации Объединенных Наций (ООН) и ратифицированные федеральными законами 22 февраля 2022 г. договоры о дружбе и взаимопомощи с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой.

Список литературы

1. Лазутин Л.А. Проблемы темпорального действия отдельных режимов международного гуманитарного права / Л.А. Лазутин // Российский юридический журнал. 2022. № 3. С. 44–49.
2. Литвиненко В. Сущность категорий «война» и «специальная военная операция» / В. Литвиненко // Армейский сборник. 2022. № 7. С. 15–24.
3. Макоева Е.Р. Сущность категорий «война» и «специальная военная операция» / Е.Р. Макоева, А.Х. Курашинова // Право и управление. 2022. № 9. С. 13–17.

Остальные статьи