В поисках новой догмы конституционного права
Аннотация
Споры о проблемах конституционного права сегодня редко связаны с апеллированием к догме конституционного права. Она как будто окончательно уступила место спорам о взвешивании, балансировании интересов и ценностей, социологическому, политологическому, экономическому, сравнительному и историческому анализу конституционных проблем, хотя еще в начале XX в. активно разрабатывалась представителями науки публичного права. Автор статьи анализирует причины такого снижения роли догматики в современном конституционном праве, однако приходит к выводу, что эти причины — это не окончательный «приговор», а лишь требование, чтобы догматика изменилась, стала больше соответствовать вызовам и потребностям нашего времени. Призывы вернуться к догматике, которая существовала раньше, бесполезны, однако именно догма права, отражающая его природу и особенности, позволяет сохранять базовые ценности и принципы права, обеспечивает его системность, последовательность и определенность. Следовательно, важнейшая задача для науки конституционного права — реконструировать и создать новую догматику, отвечающую духу современности. Такая догматика должна учесть новые правовые категории, проникшие в право, и прежде всего — конституционно-правовые ценности, которые обладают теми качествами, которые позволяют правовой догме оперировать ими.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Журнал Конституционного правосудия № 04/2023 |
Страницы | 16-24 |
DOI | 10.18572/2072-4144-2023-4-16-24 |
Введение
В современных отечественных работах по конституционному праву авторы, дискутирующие о сохранении «юридической чистоты» решений по конституционным делам, редко апеллируют к понятию правовой догмы, оставляя противопоставление догмы и политики права для частноправовых дискуссий. Между тем сами эти категории не только могут считаться универсальными для юридической науки, но и активно использовались наукой публичного права раньше, в конце XIX — начале XX в. Один из известнейших «публицистов» начала XX столетия — Ф.В. Тарановский свой основной, фундаментальный труд посвятил вопросам развития правовой догматики в германском государствоведении. Соотношение догмы и политики права были предметом внимания М.Я. Лазерсона. Обращались к вопросам догмы и другие яркие представители отечественной науки XIX–XX вв. (Н.А. Гредескул, Б.А. Кистяковский), в том числе и «публицисты» (А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский).
Само понимание догмы права и ее оценка, тем не менее, уже тогда были не однозначными. С одной стороны, догму противопоставляли теории (и даже науке), с другой — политике права. Обобщая эти мнения, можно описать понятие догмы как сформулированного в виде общих понятий и абстрактных правовых институтов сложившегося в конкретной стране национального права. Догма права представляет собой ядро догматического метода в юриспруденции — метода решения задач правового регулирования (в конкретных кейсах или в отношении норм права) с опорой на те обобщенные конструкции, которые догматика видит за отдельными нормами права и их истолкованием. Вопросы догматического научного изучения права представляют собой особый предмет и не будут объектом внимания в настоящей статье.