Психологические характеристики конфликтов осужденных, принадлежащих к различным неформальным группам
Аннотация
Данная статья раскрывает ряд психологических характеристик лиц, отбывающих уголовные наказания в местах лишения свободы, относящихся к различным неформальным группам. Цель, реализуемая в материалах статьи, — определение основных психологических характеристик осужденных, принадлежащих к различным неформальным группам. Достижению указанной цели способствовало решение нескольких задач. Во-первых, это изучение существующего теоретико-методического материала по теме исследования. Во-вторых, это организация сбора необходимого эмпирического материала. В-третьих, это интерпретация полученного эмпирического материала и определение на его основе искомых психологических характеристик конфликтов осужденных, принадлежащих к различным неформальным группам. Установленные психологические характеристики рассматриваемых конфликтов могут использоваться как в образовательном процессе будущих пенитенциарных психологов, так и в практической работе специалистов-практиков.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 04/2023 |
Страницы | 26-28 |
DOI | 10.18572/2072-4438-2023-4-26-28 |
Трудно переоценить крайне негативное влияние на обстановку в исправительных учреждениях пенитенциарной системы такого отрицательного явления, как конфликты между осужденными, принадлежащими к различным неформальным группам. Такие конфликты чреваты крайне отрицательными последствиями для всего пенитенциарного учреждения: от агрессивного поведения одного осужденного до массовых беспорядков с вовлечением десятков, а то и сотен осужденных. Прежде всего, эти отрицательные последствия конфликтов обусловлены тем, что психологическое влияние членов группы друг на друга весьма значительно, поскольку этому способствует специфика деятельности, общения и условий отбывания наказания. В таких неформальных общностях создается своеобразный микроклимат, порой оказывающий решающее влияние на поведение осужденных, состояние воспитательной работы и оперативную обстановку.