Дата публикации: 19.09.2023

К вопросу о формировании персонализированной образовательной среды в современном вузе

Аннотация

Цель. Постановка задач на создание экономики предложений, технологического суверенитета, построения национальной системы образования в Российской Федерации является необходимым фактором для изменения содержания образовательного процесса в целом и структуры юридического образования в частности. В целях подготовки квалифицированных юридических кадров особое значение приобретает необходимость формирования персонализированной образовательной среды, которая представляется одним из важнейших структурных элементов современной экосистемы вуза. Методология: диалектика, герменевтика, синергетика, философская концептология. Выводы. Для формирования персонализированной среды выпускников юридических факультетов на современном этапе развития цифровой экономики особое значение должен иметь профессорско-преподавательский состав. Только преподаватель, обладающий иммерсивными технологиями, знаниями правил и принципов общения в виртуальной среде, сможет подготовить конкурентноспособного выпускника, способного работать в новой правовой реальности «государства как цифровой платформы». Научная и практическая значимость. Статья направлена на обоснование необходимости изменения содержания педагогической деятельности преподавателей юридического факультета в виде консультативно-творческой, направленной на формирование конкурентоспособного юриста, способного работать в различного рода экосистемах.




Традиционно образовательная среда определяется как особая система взаимодействия личности с окружающей средой, в результате которого и происходит формирование личностных характеристик личности. Специализированная педагогическая среда, целью которой является создание таких условий, с одной стороны, позволяет удовлетворить индивидуальные потребности индивида, прежде всего в социализации и достижении успеха, а с другой — формирует жизненные ценности, основанные на традиционных духовно-нравственных ценностях, перечисленных в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Особенность современного этапа заключается в том, что виртуальная среда также становится той окружающей средой, в которой происходит становление личности. Процесс обучения становится все более и более социально ориентированным, вследствие чего меняется и характеристика образовательной среды вуза. Она становится экосистемой — мобильным цифровым пространством, в котором, кроме профессорско-преподавательского состава и студенческой среды, все активнее заявляют о себе иные акторы, действующие в глобальной цифровой образовательной системе, например бизнес-структуры, провайдеры образовательных платформ и др.

Список литературы

1. Трансформация образовательного процесса в условиях смены поколений / под редакцией М.А. Эскиндарова. Москва : Прометей, 2021. 496 с.
2. Zawacki-Richter, O. Exploring four decades of research in computers & education / O. Zawacki-Richter, C. Latchem // Computers & Education. 2018. Vol. 122. P. 136–152. DOI: <a href="https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.04.001" target="_blank">https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.04.001</a>
3. Vainshtein, I.V. Individualisation of Education in Terms of E learning: Experience and Prospects / I.V. Vainstein // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2019. Vol. 9 (12). P. 1753–1770.
4. Radianti, J. A systematic review of immersive virtual reality applications for higher education: Design elements, lessons learned, and research agenda / J. Radianti, T.A. Majchrzak, J. Fromm, I. Wohlgenannt // Computers & Education. 2020. Vol. 147. P. 103
5. Peng, H.C. Measuring to assist learning: A Core Mechanism Of Precision Instruction In Smarter Education / H.C. Peng, Z.T. Zhu // E-Educ. Res. 2017. Vol. 3. P. 94–103.
6. Luo, Y. Learning with desktop virtual reality: changes and interrelationship of self-efficacy, goal orientation, technology acceptance and learning behavior / Y. Luo, H. Du // Smart Learn. Environ. 2022. Vol. 9. Iss. 1. P. 1–22. <a href="https://" target="_blank">https://</a> doi.org/10.1186/s
7. Щенников С.А. Дидактика электронного обучения / С.А. Щенников // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 83–90.
8. Шваб К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб ; перевод с английского. Москва : Эксмо, 2018. 285 с.
9. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая [и др.] ; под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
10. Афанасьева Г.А. Развитие образовательного процесса в цифровой среде / Г.А. Афанасьева, А.А. Зяблов // Экологическое образование и воспитание. 2018. № 2. С. 105–106. DOI: 10.24411/1816-1863-2018-1210
11. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы / Б.Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. 2020. № 4. С. 16–26.
12. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания / Б.Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 49–58.
13. Правовое регулирование искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники как условие формирования экономического лидерства в России / под редакцией Г.Ф. Ручкиной. Москва : Прометей, 2021. 350 с.
14. Николаева Е.М. Организация образовательного процесса в условиях новомедийного пространства / Е.М. Николаева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17. Вып. 2. С. 162–166. DOI: 10.18500/18197
15. Иванова З.И. Учебные материалы с дополненной реальностью в высшем профессиональном образовании / З.И. Иванова // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 130–134. DOI: 10.26140/bgz32021-1001-0029
16. Вайнштейн Ю.В. Педагогическое проектирование персонализированного адаптивного предметного обучения студентов вуза в условиях цифровизации : диссертация доктора педагогических наук / Ю.В. Вайнштейн. Красноярск, 2021. 425 с.
17. Болваков Р.Г. Смешанная реальность как образовательный ресурс / Р.Н. Болваков, Е.К. Мордвинов, А.В. Синицын // Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 4 (33). С. 7–16. DOI: <a href="https://doi.org/10.23670/" target="_blank">https://doi.org/10.23670/</a> IRJ.2020.102.12.005

Остальные статьи