К вопросу о формировании персонализированной образовательной среды в современном вузе
Аннотация
Цель. Постановка задач на создание экономики предложений, технологического суверенитета, построения национальной системы образования в Российской Федерации является необходимым фактором для изменения содержания образовательного процесса в целом и структуры юридического образования в частности. В целях подготовки квалифицированных юридических кадров особое значение приобретает необходимость формирования персонализированной образовательной среды, которая представляется одним из важнейших структурных элементов современной экосистемы вуза. Методология: диалектика, герменевтика, синергетика, философская концептология. Выводы. Для формирования персонализированной среды выпускников юридических факультетов на современном этапе развития цифровой экономики особое значение должен иметь профессорско-преподавательский состав. Только преподаватель, обладающий иммерсивными технологиями, знаниями правил и принципов общения в виртуальной среде, сможет подготовить конкурентноспособного выпускника, способного работать в новой правовой реальности «государства как цифровой платформы». Научная и практическая значимость. Статья направлена на обоснование необходимости изменения содержания педагогической деятельности преподавателей юридического факультета в виде консультативно-творческой, направленной на формирование конкурентоспособного юриста, способного работать в различного рода экосистемах.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 09/2023 |
Страницы | 8-11 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2023-9-8-11 |
Традиционно образовательная среда определяется как особая система взаимодействия личности с окружающей средой, в результате которого и происходит формирование личностных характеристик личности. Специализированная педагогическая среда, целью которой является создание таких условий, с одной стороны, позволяет удовлетворить индивидуальные потребности индивида, прежде всего в социализации и достижении успеха, а с другой — формирует жизненные ценности, основанные на традиционных духовно-нравственных ценностях, перечисленных в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Особенность современного этапа заключается в том, что виртуальная среда также становится той окружающей средой, в которой происходит становление личности. Процесс обучения становится все более и более социально ориентированным, вследствие чего меняется и характеристика образовательной среды вуза. Она становится экосистемой — мобильным цифровым пространством, в котором, кроме профессорско-преподавательского состава и студенческой среды, все активнее заявляют о себе иные акторы, действующие в глобальной цифровой образовательной системе, например бизнес-структуры, провайдеры образовательных платформ и др.