Экономико-правовое положение дальневосточных территорий между Россией и США в Беринговом и Чукотском морях: делимитация пространств
Аннотация
В статье анализируются проблемы делимитации пространств Берингова и Чукотского морей между США и Российской Федерацией как фактора экономико-правового положения дальневосточных территорий. В рамках анализа проблемы делимитации морских пространств между Россией и США обосновано негативное влияние неразрешенных территориальных споров на экономическое развитие дальневосточных территорий как единичной проблемы, так и в рамках более широкого контекста взаимоотношений двух государств. Российско-американскому трансграничному сотрудничеству препятствуют не только расстояния и нехватка ресурсов с российской стороны, но и сильные скептические настроения. Существует давняя традиция взаимного недоверия, из-за чего в некоторых случаях Россия очень осторожно подходит к активизации трансграничного сотрудничества. Между тем активизация инвестиционного сотрудничества в регионе, построение эффективных каналов коммуникации двух государств, а также создание двусторонних гуманитарных, экологических и туристских проектов положительно скажутся на развитии дальневосточных территорий Российской Федерации. Успешное сотрудничество в любой из этих областей зависит от наличия надежной институциональной основы, общих целей, постоянно открытых каналов связи и практического разрешения проблем на оперативном уровне при надлежащем усмотрении экспертов на местах. Материалы статьи могут быть использованы в рамках правового обоснования двухстороннего сотрудничества Российской Федерации и США при разрешении проблемы делимитации пространств Берингова и Чукотского морей. Территориальные споры являются значимым фактором развития приграничных территорий, в связи с чем требуется активизация взаимных усилий Российской Федерации и США по делимитации пространств Берингова и Чукотского морей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное публичное и частное право № 02/2023 |
Страницы | 2-5 |
DOI | 10.18572/1812-3910-2023-2-2-5 |
Введение. Полноценное развитие дальневосточных территорий Российской Федерации напрямую связано с созданием положительного инвестиционного климата, надлежащее культивирование которого предполагает разрешение соответствующего комплекса экономико-правовых проблем. Россия имеет стратегические интересы на Крайнем Севере, что констатируется в установленной Указом Президента РФ Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г.. Государства, имеющие выход к Северному Ледовитому океану, являются так называемой «арктической пятеркой».