Дата публикации: 16.01.2023

Дистанционный способ продажи товаров в аспекте защиты прав потребителей

Аннотация

В статье рассмотрена система правового регулирования отношений, возникающих при продаже товаров дистанционным способом, охарактеризован субъектный состав розничной купли-продажи с учетом специфики информационного пространства. Автором отмечена важность выработки единообразного понятийного аппарата при регламентации отношений в сфере электронной торговли. В рамках анализа особенностей исследуемого вида розничной купли-продажи определены проблемные моменты с точки зрения защиты прав потребителей, обращено особое внимание на трактовку категории «качество» товара, приобретенного дистанционным способом, критически оценена безвариантность определения момента оплаты товаров, предлагаемых в указанном формате, для потребителя, подчеркнута роль альтернативных онлайн-механизмов разрешения споров.




Масштабное внедрение информационных технологий обусловило появление новых форм и способов товарооборота. Динамика развития научно-технического прогресса и коммуникаций, расширение границ товарообмена обеспечили потребителям возможность более активного участия на товарном рынке, функционирующем в информационном пространстве. Как справедливо отмечает А.В. Габов, к числу наиболее значимых изменений в рамках трансформации экономических отношений под влиянием цифровой реальности относится исключение личного взаимодействия участников отношений и совершение сделок в электронном виде. Причем постепенно именно такой вид сотрудничества становится преобладающим. Безусловно, на сегодняшний день можно констатировать значительное возрастание доли дистанционной торговли на рынке, что позволяет многим исследователям рассматривать ее как самостоятельную, активно формирующуюся отрасль коммерции с высоким потенциалом роста. 

Список литературы

1. Авдейчикова Е.В. Анализ понятия «удаленная торговля» и ее особенности / Е.В. Авдейчикова // Сибирский торгово-экономический журнал. 2013. № 1. С. 104–109.
2. Белов В.А. Смарт-торговля (цифровая торговля): основные положения о цифровизации договорных отношений с участием потребителей / В.А. Белов // Вестник арбитражной практики. 2022. № 3 (100). С. 17–23.
3. Габов А.В. Изменения в праве как следствие развития цифровой экономики / А.В. Габов // Пермский юридический альманах. 2020. № 3. С. 42–43.
4. Габов А.В. Онлайн-урегулирование споров участников цифровых платформ (экосистем) / А.В. Габов // Вестник гражданского процесса. 2022. № 1. С. 208–235.
5. Маслова А. Проблема определения предмета дистанционной купли-продажи товаров, или Чем можно торговать дистанционно в розницу / А. Маслова // Юстиция. 2019. № 1. С. 36–45.
6. Соловьев К.В. Дистанционная торговля как объект правового регулирования / К.В. Соловьев, Г.Ф. Чекмарев // Вестник Международного института экономики и права. 2016. № 3 (24). С. 119–126.
7. Фролов И.В. Правовое регулирование дистанционной торговли товарами и услугами в Российской Федерации : автореферат диссертации кандидата юридических наук / И.В. Фролов. Москва, 2018. 30 с.
8. Черепанова Е.В. Правовой эксперимент как механизм апробации технологий электронной торговли / Е.В. Черепанова // Международное публичное и частное право. 2020. № 6. С. 38–41.
9. Шелихов В.В. Дистанционная торговля в России: история, развитие, статистика / В.В. Шелихов, О.О. Громова. Москва : Амалданик, 2011. 105 с.

Остальные статьи