В тумане правовой неопределенности: основы публичного правопорядка в контексте конституционной реформы 2020 года
Аннотация
Статья посвящена анализу актуальной проблемы современного отечественного конституционного права — категории основ публичного правопорядка, отраженной в Конституции Российской Федерации в результате конституционной реформы 2020 г. Анализируется соотношение конституционно-правовой категории публичного правопорядка и понятия публичного порядка в международном частном праве. Выявлено, что механизм действия норм о публичном правопорядке имеет сходства с негативной оговоркой о публичном порядке. Выдвинуто предположение о придании законодателем политико-правового значения категории публичного правопорядка в целях защиты отечественной правовой системы. Установлено, что отсутствие определенности анализируемой категории может как иметь практическое значение для правоприменителя, так и нести в себе угрозу для разумных ожиданий участников правоотношений. В результате формулируется вывод о важности уточнения смысла рассматриваемого понятия и выносится предположение о необходимости толкования его Конституционным Судом.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конституционное и муниципальное право № 12/2025 |
| Страницы | 63-68 |
| DOI | 10.18572/1812-3767-2025-12-63-68 |
Юридическое значение конституционной реформы 2020 г. вряд ли можно переоценить. Закон о поправке носит уникальный характер, так как помимо масштабных преобразований в сфере организации и функционирования публичной власти предусматривает специфический порядок введения его в действие. Одно из значимых изменений – переоценка приоритетов защиты внутреннего правопорядка и открытости российской правовой системы через призму национальных и международных принципов и норм, в том числе путем введения в Конституцию РФ категории публичного правопорядка.
В статье будут рассмотрены наиболее значимые аспекты обозначенной темы. Будет оценен уровень разработанности категории публичного правопорядка с опорой на анализ национальной и иностранной практики. Также речь пойдет о причинах появления рассматриваемого понятия в контексте конституционной реформы. Без внимания не останутся и отдельные перспективы развития понятия публичного правопорядка в российской правовой системе.
1. Терминологические сложности
Сложность определения обозначенного понятия продиктована отсутствием соответствующей формулировки в российском законодательстве. Представляется, что оно должно отличаться как от закрепленного в Конституции РФ понятия основ конституционного строя, так и от категории правопорядка в общей теории права. Тем не менее рассмотрение основ публичного правопорядка невозможно без краткой разработки вышеупомянутых теоретических конструкций.
Необходимо признать, что понятие основ конституционного строя не синонимично понятию основ публичного правопорядка, в частности потому, что основы конституционного строя, будучи зафиксированы в 1 главе Конституции РФ, могут быть изменены только путем ее пересмотра. Из этого также следует, что публичный правопорядок в разрезе конституционной реформы 2020 г. должен соответствовать основам конституционного строя и, вероятно, их развивать и детализировать. Правопорядок – это «упорядоченная организация общественных отношений, основанная на правовой регламентации и законности». Будучи общетеоретическим понятием, правопорядок представляет собой категорию более широкую, нежели публичный правопорядок, что не позволяет отождествить их друг с другом.
