Общественные палаты (советы) муниципальных образований в системе общественной власти
Аннотация
В статье рассматривается роль и место общественных палат (советов) в системе общественной власти. Являясь институтом гражданского общества, муниципальные общественные палаты осуществляют общественную власть во взаимодействии с региональными общественными палатами, иными институтами гражданского общества. Одним из направлений сотрудничества общественных палат является формирование системы общественного контроля. Автор поддерживает предложение о принятии рамочного федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат муниципальных образований». Высказывается идея о создании единой консолидированной системы общественных палат Российской Федерации.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конституционное и муниципальное право № 12/2025 |
| Страницы | 35-40 |
| DOI | 10.18572/1812-3767-2025-12-35-40 |
Наряду с государственной властью, муниципальной властью в публичном пространстве России функционирует и общественная власть, являющаяся разновидностью публичной власти. Носителями общественной власти являются организационные институты гражданского общества, к которым относятся, в частности, общественные палаты. Совокупность общественных объединений, некоммерческих организаций, иных общественных и общественно-государственных организаций образует формирующуюся систему общественной власти. Коллегиальные представительные органы институтов гражданского общества осуществляют общественную власть, прежде всего, по регулированию внутренних вопросов деятельности общественных формирований. Вместе с тем благодаря предоставленным федеральным законодательством таким полномочиям, как осуществление общественного контроля за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления конституционных прав и свобод граждан, участие в общественном наблюдении за выборами и другим, органы общественной власти, взаимодействуя с иными органами публичной власти (государственными и муниципальными), влияют на выработку и реализацию государственной и муниципальной политики, участвуют в управлении делами государства, осуществлении народовластия.
Таким образом, под общественной властью следует понимать разновидность публичной власти, сформированной на основе волеизъявления объединений граждан в целях реализации общественных групповых интересов для достижения публично значимых результатов общественной деятельности, влияющих на социально-экономическое, духовно-нравственное развитие общества и государства.
Заметную роль в системе общественной власти играют общественные палаты разного уровня. Являясь институтом гражданского общества, они осуществляют и посреднические функции по налаживанию взаимодействия гражданского общества и государства. При этом сами выступают признанными в обществе центрами, консолидирующими деятельность общественных формирований гражданского общества. Организационно-правовая форма общественных палат законодательством не определена. Порядок их формирования, содержание полномочий, формы их осуществления позволяют сделать вывод о том, что Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ являются общественно-государственными организациями, как, например, «Ассамблея народов России», «Союз женщин России», «Движение первых» и др. Что касается общественных палат (советов) муниципальных образований, то они могут быть определены федеральным законом как общественно-муниципальные организации. Такой правовой статус общественных палат, если он будет закреплен в законодательстве, лишь подтвердит уже апробированную практику деятельности общественных палат, их роль в осуществлении общественной власти в интересах населения, а также их посредничество между институтами гражданского общества и органами государственной и муниципальной власти.
