Дата публикации: 24.12.2025

Общественные палаты (советы) муниципальных образований в системе общественной власти

Аннотация

В статье рассматривается роль и место общественных палат (советов) в системе общественной власти. Являясь институтом гражданского общества, муниципальные общественные палаты осуществляют общественную власть во взаимодействии с региональными общественными палатами, иными институтами гражданского общества. Одним из направлений сотрудничества общественных палат является формирование системы общественного контроля. Автор поддерживает предложение о принятии рамочного федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат муниципальных образований». Высказывается идея о создании единой консолидированной системы общественных палат Российской Федерации.




Наряду с государственной властью, муниципальной властью в публичном пространстве России функционирует и общественная власть, являющаяся разновидностью публичной власти. Носителями общественной власти являются организационные институты гражданского общества, к которым относятся, в частности, общественные палаты. Совокупность общественных объединений, некоммерческих организаций, иных общественных и общественно-государственных организаций образует формирующуюся систему общественной власти. Коллегиальные представительные органы институтов гражданского общества осуществляют общественную власть, прежде всего, по регулированию внутренних вопросов деятельности общественных формирований. Вместе с тем благодаря предоставленным федеральным законодательством таким полномочиям, как осуществление общественного контроля за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления конституционных прав и свобод граждан, участие в общественном наблюдении за выборами и другим, органы общественной власти, взаимодействуя с иными органами публичной власти (государственными и муниципальными), влияют на выработку и реализацию государственной и муниципальной политики, участвуют в управлении делами государства, осуществлении народовластия.

Таким образом, под общественной властью следует понимать разновидность публичной власти, сформированной на основе волеизъявления объединений граждан в целях реализации общественных групповых интересов для достижения публично значимых результатов общественной деятельности, влияющих на социально-экономическое, духовно-нравственное развитие общества и государства.

Заметную роль в системе общественной власти играют общественные палаты разного уровня. Являясь институтом гражданского общества, они осуществляют и посреднические функции по налаживанию взаимодействия гражданского общества и государства. При этом сами выступают признанными в обществе центрами, консолидирующими деятельность общественных формирований гражданского общества. Организационно-правовая форма общественных палат законодательством не определена. Порядок их формирования, содержание полномочий, формы их осуществления позволяют сделать вывод о том, что Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ являются общественно-государственными организациями, как, например, «Ассамблея народов России», «Союз женщин России», «Движение первых» и др. Что касается общественных палат (советов) муниципальных образований, то они могут быть определены федеральным законом как общественно-муниципальные организации. Такой правовой статус общественных палат, если он будет закреплен в законодательстве, лишь подтвердит уже апробированную практику деятельности общественных палат, их роль в осуществлении общественной власти в интересах населения, а также их посредничество между институтами гражданского общества и органами государственной и муниципальной власти.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики : монография / С.А. Авакьян. Москва : Юстицинформ, 2022. 484 с.
2. Авакьян С.А. Публичная власть как воплощение народовластия в России / С.А. Авакьян // Современные проблемы организации публичной власти : коллективная монография / руководитель авторского коллектива С.А. Авакьян. Москва : Юстицинформ, 2014. С. 58–60.
3. Гончаров В.В. Цели и задачи общественного контроля в Российской Федерации: современные проблемы и перспективы развития / В.В. Гончаров // Теория и практика общественного развития. 2023. № 9. С. 124–129.
4. Гриб В.В. Место и роль общественных палат в системе общественного контроля в Российской Федерации / В.В. Гриб // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 5. С. 33–38.
5. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2024 год. Москва : Общественная палата Российской Федерации, 2024. 120 с.
6. Контрольно-надзорная деятельность органов публичной власти в Российской Федерации : учебное пособие / А.А. Спиридонов, А.Р. Гиздатов, О.А. Кожевников [и др.] ; под общей редакцией О.А. Кожевникова, А.А. Спиридонова. Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2025. 212 c.
7. Основы местного самоуправления в Российской Федерации : учебник / ответственные редакторы: Г.Н. Чеботарев, Е.С. Шугрина. Москва : Норма : ИНФА-М, 2025. 456 с.
8. Сперанский М.М. Проекты реформ / М.М. Сперанский. Москва : Юрайт, 2017. 293 с.
9. Чеботарев Г.Н. Общественное представительство : монография / Г.Н. Чеботарев. Москва : Юрист, 2017. 160 с.
10. Чеботарев Г.Н. Общественные палаты как особый общественно-государственный институт гражданского общества // Российский юридический журнал. 2023. № 6 (153). С. 53–63.
11. Чичерин Б.Г. Философия права / Б.Г Чичерин. Москва : типо-лит. И.Н. Кушнерев и К°, 1900. 337 с.

Остальные статьи