Дата публикации: 24.12.2025

Конституционная идеология как основа формирования принципов права

Аннотация

В статье актуализируется и раскрывается содержание теоретических понятий «государственно-общественная идеология» и «конституционная идеология»; рассматривается система конституционных «идеологем» и их влияние на формирование и формулирование принципов прав, как общих системных, так и отраслевых; авторами статьи подчеркивается первостепенная значимость конституционно декларируемых и гарантируемых государственно-общественных идеологем для России как суверенного правового государства и народа как первичного источника власти в стране.




Каждый человек живет в идеологическом пространстве, строящемся на системе взглядов, ценностей, идей и выражающемся в общественных и личностных ценностных ориентирах. Личностная идеология опирается на объективные социальные знания, включает в себя как организационную, регулятивную, так и контролирующую системы убеждений, морально-нравственных и мотивационных устоев, в том числе и субъективных. Идеологическая система взглядов, ценностей и идей направлена, как правило, на обеспечение достойной жизни человека, реализацию и защиту прав и свобод гражданина.

В Российской Федерации (далее также – Россия) источником власти выступает многонациональный народ, который через представительные органы государственной власти и местного самоуправления осуществляет свою государственно-управленческую деятельность. Граждане вправе участвовать в общественных объединениях и политических партиях, которые также имеют свою программную идеологию, и данный факт не вступает в противоречие с нормативными положениями, составляющими основы конституционного строя страны. В ст. 13 Конституции Российской Федерации закреплено, что в России признается идеологическое многообразие, носителями которого, в том числе, являются политические партии, реализующие в стране конституционно-правовой принцип идеологического плюрализма. В ч. 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации закрепляется, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Можно предположить, что в ситуации, если одна из партий получает большинство в представительном органе власти, данная политическая сила в своей деятельности будет руководствоваться, в том числе, собственной политической идеологией, основы которой сформулированы в партийных программных документах. Следовательно, партийная идеология в таком понимании может влиять на государственную идеологию, примеры чего известны отечественной и всеобщей истории. Данное явление объясняется тем, что члены и лидеры политических партий, как правило, занимают ключевые государственные должности и представляют численное большинство в законодательных и исполнительных органах власти. В данном случае можно согласиться с утверждением С.В. Полунина, что государственная идеология является основой для проводимой государственной политики, ориентиром этики и воспитания, задает различные векторы развития общественных отношений. Кроме этого И.А. Кравец подчеркивает, что запрет на установление какой-либо идеологии с приданием ей значения или качеств государственной или обязательной вовсе не означает отсутствие реального доминирования определенной идеологии в государственной и общественной жизни.

Изложенные выше доводы позволяют предположить, что при нормативном отсутствии закрепления обязательной и общегосударственной, в России имеется определенным образом сформированная ценностная идеология, которая фиксируется в виде так называемых в теории лингвистики, политологии и права «идеологем» в основном законе государства – Конституции Российской Федерации. Ведь именно конституция является системным нормативным выражением основных политических ценностей государства.

Список литературы

1. Абакумова Е.Б. К вопросу правового значения государственной идеологии в Российской Федерации / Е.Б. Абакумова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 51–57.
2. Аникушин А.В. Классификация форм государственного правления в трактате Платона «Государство» / А.В. Аникушин // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2012. № 5. С. 187–192.
3. Асриев А.Ю. Государственная идеология как вектор развития общества / А.Ю. Асриев, А.Д. Лопуха, В.Л. Разгонов // Безопасность человека в экстремальных климато-экологических и социальных условиях : материалы XI международной научно-практической конференции
4. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда Российской Федерации. 12-е изд., перераб. и доп. Москва : ИНФРА-М, 2024. 256 с.
5. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики) / И.А. Кравец. Москва – Новосибирск : Издательство ЮКЭА, 2002. 360 с.
6. Политология : энциклопедический словарь / ответственный редактор и составитель Ю.И. Аверьянов. Москва : Издательство Московского коммерческого университета, 1993. 431 с.
7. Режим военного плена: историко-правовой аспект : монография / С.В. Полунин, А.В. Ляхов, М.Н. Казаков [и др.]. Новосибирск : Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 20

Остальные статьи