Конституционная идеология как основа формирования принципов права
Аннотация
В статье актуализируется и раскрывается содержание теоретических понятий «государственно-общественная идеология» и «конституционная идеология»; рассматривается система конституционных «идеологем» и их влияние на формирование и формулирование принципов прав, как общих системных, так и отраслевых; авторами статьи подчеркивается первостепенная значимость конституционно декларируемых и гарантируемых государственно-общественных идеологем для России как суверенного правового государства и народа как первичного источника власти в стране.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конституционное и муниципальное право № 12/2025 |
| Страницы | 8-12 |
| DOI | 10.18572/1812-3767-2025-12-8-12 |
Каждый человек живет в идеологическом пространстве, строящемся на системе взглядов, ценностей, идей и выражающемся в общественных и личностных ценностных ориентирах. Личностная идеология опирается на объективные социальные знания, включает в себя как организационную, регулятивную, так и контролирующую системы убеждений, морально-нравственных и мотивационных устоев, в том числе и субъективных. Идеологическая система взглядов, ценностей и идей направлена, как правило, на обеспечение достойной жизни человека, реализацию и защиту прав и свобод гражданина.
В Российской Федерации (далее также – Россия) источником власти выступает многонациональный народ, который через представительные органы государственной власти и местного самоуправления осуществляет свою государственно-управленческую деятельность. Граждане вправе участвовать в общественных объединениях и политических партиях, которые также имеют свою программную идеологию, и данный факт не вступает в противоречие с нормативными положениями, составляющими основы конституционного строя страны. В ст. 13 Конституции Российской Федерации закреплено, что в России признается идеологическое многообразие, носителями которого, в том числе, являются политические партии, реализующие в стране конституционно-правовой принцип идеологического плюрализма. В ч. 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации закрепляется, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Можно предположить, что в ситуации, если одна из партий получает большинство в представительном органе власти, данная политическая сила в своей деятельности будет руководствоваться, в том числе, собственной политической идеологией, основы которой сформулированы в партийных программных документах. Следовательно, партийная идеология в таком понимании может влиять на государственную идеологию, примеры чего известны отечественной и всеобщей истории. Данное явление объясняется тем, что члены и лидеры политических партий, как правило, занимают ключевые государственные должности и представляют численное большинство в законодательных и исполнительных органах власти. В данном случае можно согласиться с утверждением С.В. Полунина, что государственная идеология является основой для проводимой государственной политики, ориентиром этики и воспитания, задает различные векторы развития общественных отношений. Кроме этого И.А. Кравец подчеркивает, что запрет на установление какой-либо идеологии с приданием ей значения или качеств государственной или обязательной вовсе не означает отсутствие реального доминирования определенной идеологии в государственной и общественной жизни.
Изложенные выше доводы позволяют предположить, что при нормативном отсутствии закрепления обязательной и общегосударственной, в России имеется определенным образом сформированная ценностная идеология, которая фиксируется в виде так называемых в теории лингвистики, политологии и права «идеологем» в основном законе государства – Конституции Российской Федерации. Ведь именно конституция является системным нормативным выражением основных политических ценностей государства.
