Понятие «государство-цивилизация» в политико-правовом контексте
Аннотация
В статье исследуется концепция «государства-цивилизации» в ее политико-правовом измерении. Утверждается, что изначально в известной мере нейтральный термин, описывающий специфику Китая, в контексте зарубежной науки трансформировался в острополемическое понятие, противопоставляемое либеральной модели «государства-нации». В то же время в российском официальном дискурсе концепция сохраняет «отграничивающий» характер и используется преимущественно для обоснования внутреннего единства при этнокультурном многообразии, лишь недавно приобретая внешнеполитическое звучание. В заключении выявляется неизменное концептуальное ядро понятия, связанное с идеей автономной конституционной идентичности, превосходящей сиюминутную политическую форму, и обосновывается его претензия на обозначение качественно иной формы политической организации.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конституционное и муниципальное право № 12/2025 |
| Страницы | 2-7 |
| DOI | 10.18572/1812-3767-2025-12-2-7 |
Введение
В последние годы понятие «государство-цивилизация» прочно закрепилось в публичном дискурсе, равно как и в отечественной социогуманитарной науке. Не говоря уже о том, что понятие «государство-цивилизация» стало одной из ключевых тем курса «Основы российской государственности». После начала специальной военной операции на Украине русскоязычное научное сообщество особенно активно откликнулось на запрос в анализе данного понятия с самых различных перспектив. Вместе с тем понятие «государство-цивилизация», по крайней мере пока что, не фигурирует ни в Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ), ни в практике Конституционного Суда Российской Федерации, ни в федеральном законодательстве и т.д. Из этого, впрочем, не следует, что теории конституционного права не стоит обращать на него внимания. Такого рода узкопозитивистский подход вряд ли может являться продуктивным в данном отношении. В конце концов, очень многие понятия, ставшие фундаментом действующих конституций, некогда фигурировали лишь в трудах ученых и/или вовсе в политических программах и декларациях. В этом смысле наука конституционного права и политическая реальность, в конечном счете, оказываются неразрывно связаны как раз в сфере формирования ключевых конституционно-правовых понятий. Причем связь эта, по-видимому, имеет двусторонний характер.
Как станет ясно из дальнейшего повествования, понятие «государство-цивилизация» ни в коем случае не нейтрально, оно вызывает споры и само участвует в полемике в качестве аргумента. В действительности из сказанного ранее следует, что именно это и свидетельствует о необходимости теории конституционного права обратить на него пристальное внимание. Тем более, что все же в данном случае речь идет не просто о концепции, которая фигурирует в парламентских дебатах или иных формах политико-идеологических столкновений. Понятие государства-цивилизации (об этом подробнее ниже) закреплено в политико-правовых актах, утвержденных Президентом Российской Федерации (далее – Президент РФ) в рамках его конституционных полномочий.
Целью статьи является, однако, не раскрытие конституционно-правового содержания понятия государства-цивилизации как такового. Скорее, мы полагаем необходимым проследить семантическую эволюцию данного понятия в зарубежном дискурсе, с одной стороны, и в официальном отечественном политико-правовом поле, с другой стороны. Только таким образом, как кажется, можно обнаружить то неизменное «ядро» понятия, которое сделает, по крайней мере, разговор о будущей его конституционализации возможным.
Общая история понятия: от огораживания к полемике. Происхождение формулы «государство-цивилизация» неоднократно описывалось в отечественной литературе, а потому в подробной реконструкции генезиса данного понятия нет необходимости. Тем не менее мы полагаем возможным остановиться, по крайней мере, на некоторых основных вехах развития данного понятия, сделав акцент на изначальном и современном его использовании, в том числе в трудах зарубежных конституционалистов. Сделать это представляется необходимым в силу того, что благодаря такому ходу изложения станет ясной не только кардинальная трансформация, которая произошла с данным понятием на Западе, но и специфика его рецепции действующими политико-правовыми актами.
