Процессуальная дифференциация личности гражданина (физического лица) и индивидуального предпринимателя
Аннотация
В материальном гражданском праве дифференциация таких субъектов, как граждане, на физических лиц и индивидуальных предпринимателей известна достаточно давно. В процессуальном праве используется схожее разделение субъектов, в частности, для целей определения компетенции судов, хотя с процессуальной точки зрения нет разницы между истцом — физическим лицом и истцом — индивидуальным предпринимателем. В статье рассматриваются ситуации, для которых подобное разделение значимо с позиций процессуально-правового регулирования. Автор приходит к выводу, что по правовым последствиям участие в цивилистическом процессе физического лица и индивидуального предпринимателя, а также совершение процессуальных действий физическим лицом и индивидуальным предпринимателем в целом идентичны. Равным образом, тождественны судебные акты, вынесенные в отношении физического лица и индивидуального предпринимателя. Иное означало бы для субъекта возможность преодоления законной силы судебных актов и отречения от совершенных ранее процессуальных действий только лишь со ссылкой на то, что ранее лицо выступало в качестве физического лица, а впоследствии в качестве индивидуального предпринимателя либо наоборот.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Российский судья № 12/2025 |
| Страницы | 2-7 |
| DOI | 10.18572/1812-3791-2025-12-2-7 |
Вполне естественно, что в гражданском праве разделяется личность гражданина (физического лица) и гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ). В определенных ситуациях эти личности противопоставлены друг другу, например, при моделировании правил об ответственности указанных субъектов (п. 3 ст. 23 ГК РФ).
Обозначение субъектов в подобном качестве и подчинение их определенному режиму регулирования в гражданских правоотношениях преследуют вполне понятные цели. Однако перенесение подобного статуса субъектов в цивилистический процесс требует выявления целей такого переноса. Как известно, процессуальное право располагает своим инструментарием для обозначения субъектов с точки зрения выполняемых ими функций (истец, ответчик, прокурор, заявитель и проч.). С позиций процессуального права истец — физическое лицо, истец — индивидуальный предприниматель и истец — юридическое лицо оказываются неразличимы.
Между тем процессуальное право широко оперирует именно материально-правовым статусом субъектов. И если в отдельных случаях причины такой дифференциации очевидны, то в других случаях они представляются неопределенными. Например, дифференциация правил оформления полномочий представителя — физического лица и представителя — юридического лица различается, и это различие проистекает из материально-правовых отношений. В дальнейшем, в процессе оно будет нивелировано, поскольку представители различных по своему материально-правовому статусу субъектов осуществляют процессуальные права и исполняют процессуальные обязанности по неотличимым между собой правилам.
Такие субъекты гражданского права, как гражданин (физическое лицо) и индивидуальный предприниматель, чей статус не просто близок, а производен и допускает известные трансформации в двух направлениях (от статуса физического лица к индивидуальному предпринимателю и в обратном направлении), представляют интерес и для процессуального права как в теоретическом, так и в практическом отношении.
