Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступлениями: некоторые правовые проблемы в свете принятия Конвенции ООН против киберпреступности
Аннотация
В статье кратко освещены проблемы, с которыми государства могут столкнуться при подписании и последующей имплементации Конвенции Организации Объединенных Наций против киберпреступности, которая является результатом долгожданного консенсуса государств Глобального Севера (включая США, Японию, европейские страны) и государств Глобального Юга (в том числе Арабского Востока, Африканского континента, Восточной и Юго-Восточной Азии). Тем не менее ряд идей и направлений не включен в итоговую версию, хотя мог бы стать очевидно прогрессивным взглядом на существующие вызовы и угрозы при использовании современных технологий в преступных целях. К таковым следует отнести узость перечня уголовных правонарушений, признаваемых в качестве таковых национальным регулированием, устаревшие юрисдикционные привязки и отсутствие минимальных международных стандартов в области неправомерного контента и отдельных каналов (механизмов) для взаимодействия по его блокировке или ограничению доступа к нему. С другой стороны, Универсальная конвенция способствует единообразию в части правового статуса электронных доказательств, виртуальных активов и наложения обеспечительных мер, в том числе конфискации без приговора.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Российский следователь № 10/2025 |
| Страницы | 62-66 |
| DOI | 10.18572/1812-3783-2025-10-62-66 |
С развитием информационных технологий наблюдаются тенденция полисемичности терминов с киберсоставляющей и размытие привычных традиционных правовых рамок, поэтому требуется сбалансированный и обоснованный подход, каковым считается так называемый сингапурский консенсус — Конвенция ООН против киберпреступности; укрепление международного сотрудничества в борьбе с определенными преступлениями, совершаемыми с использованием информационно-коммуникационных систем, и в обмене доказательствами в электронной форме, относящимися к серьезным преступлениям (далее — Универсальная конвенция, Конвенция ООН против киберпреступности, Конвенция), в которой киберпреступления выступают в качестве понятия общего рода.
Признавая принятие Конвенции безусловно прогрессивным явлением в борьбе с киберпреступностью, считаем необходимым обратить внимание на ряд нерешенных ею вопросов, требующих дальнейшей проработки.
Во-первых, хотя Универсальная конвенция открыта для подписания, даже в рамках одного региона (будь то азиатский, арабский или африканский) наблюдаются разобщенные подходы к определению круга уголовно наказуемых деяний в рассматриваемой сфере. Исходя из высказанных при обсуждении проекта Конвенции позиций государств Глобального Юга, отметим, что не все высказанные ими идеи вошли в итоговую версию. Так, среди прочего Египет предлагал предусмотреть обязательство криминализовать и пенализовать побуждения или принуждения к совершению самоубийства, Иорданское Хашимитское Королевство — оскорбление религий, стран и символов, распространение ненавистнической риторики, Республика Индия и Россия — кибертерроризм; Исламская Республика Иран — неправомерное использование искусственного интеллекта для создания незаконного контента и фейковых новостей.
