Выдача в контексте сотрудничества с частично признанными государствами: обзор сложившейся практики и некоторые соображения
Аннотация
Рассматриваются особенности международного сотрудничества Российской Федерации с частично признанными государствами в сфере выдачи лиц для уголовного преследования и исполнения приговора. Анализируется сложившаяся практика взаимодействия России с Республикой Южная Осетия и Республикой Абхазия в сфере выдачи лиц, которая осуществляется на основе принципа взаимности. Раскрывается опыт международного сотрудничества в сфере выдачи с Турецкой Республикой Северного Кипра, независимость которой не признается Российской Федерацией. Рассматриваются потенциальные международно-правовые риски взаимодействия с не признанными Россией государствами в сфере выдачи. В целях их минимизации предлагается альтернативный механизм взаимодействия с такими государствами.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Российский следователь № 10/2025 |
| Страницы | 50-54 |
| DOI | 10.18572/1812-3783-2025-10-50-54 |
В современном мире борьба с преступностью как негативным социальным явлением вышла далеко за пределы отдельного государства, что очевидно приводит к интенсификации международного сотрудничества в этой сфере. При этом столь же очевидны и потенциальные пределы интенсивности этого сотрудничества: суверенитеты государств, воплощающиеся в том числе в виде попыток распространения пределов установления и действия их карательной власти, приводят к коллизиям уголовных юрисдикций. Одним из способов их разрешения является осуществление различных направлений международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, прежде всего выдача лиц для уголовного преследования и (или) исполнения приговора (далее — выдача), в результате которой такие лица оказываются в пространственной сфере юрисдикционной досягаемости запрашивающего государства. Для более эффективного разрешения юрисдикционных коллизий международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства (в том числе и выдача) должно, по мнению ряда юристов, переориентироваться в своем суверенном целеполагании с территориальности как международно-правового критерия на уголовно-правовой: суверенный интерес того или иного государства и (или) законные интересы его граждан.
В Российской Федерации процедура выдачи лица, находящегося на территории иностранного государства, на уровне национального законодательства установлена в главе 54 УПК РФ. Правовым основанием для выдачи лиц иностранному государству являются двусторонние и многосторонние международные договоры РФ, а при их отсутствии — принцип взаимности. В контексте выдачи суть принципа взаимности заключается в добровольном решении запрашиваемой стороны выдать запрашивающей стороне не лицо для уголовного преследования при условии, что запрашивающее государство в подобной (аналогичной) ситуации окажет взаимную помощь и примет решение о выдаче лица на основе данного принципа.
