Дата публикации: 16.10.2025

О проблемах правового регулирования обеспечения режима контртеррористической операции

Аннотация

Проведенный в настоящем исследовании анализ позволил выявить системные проблемы в правовом регулировании обеспечения режима контртеррористической операции, обусловленные несоответствием между конституционными принципами и действующим законодательством. Ключевой проблемой остается противоречие между обеспечением режима контртеррористической операции и обеспечением чрезвычайного положения, что создает условия для подмены процедур чрезвычайного положения упрощенными механизмами введения ограничений без должного парламентского контроля. Неопределенность критерия, такого как «непосредственная угроза» или «значительные силы и средства», допускает субъективное толкование норм, повышая риски злоупотреблений со стороны силовых структур. Отсутствие четких временных рамок действия режима нарушает конституционный принцип временного характера ограничений, приводя к перманентному нарушению прав граждан. Дополнительные сложности связаны с дублированием составов административных правонарушений в КоАП РФ, что порождает правовую неопределенность и несоразмерность наказаний. Устранение этих недостатков требует гармонизации законодательства, внедрения механизмов контроля и конкретизации правовых процедур для обеспечения баланса между безопасностью и защитой конституционных прав граждан.




Правовой режим обеспечения контртеррористической операции остается одной из наиболее спорных и недостаточно урегулированных категорий в российской правовой системе. Его противоречивость обусловлена пересечением с режимами чрезвычайного положения, военного положения, несоответствием ряду конституционных и международных норм.

В контексте анализа проблем регулирования обеспечения правового режима контртеррористической операции важно рассмотреть особенности взаимодействия военного положения и территориальной обороны, закрепленных в ст. 22 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (далее – Федеральный закон «Об обороне»). Режим военного положения, введенный на территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, предполагает не только прямое участие Вооруженных Сил РФ в отражении внешней агрессии, но и организацию территориальной обороны, которая включает защиту критической инфраструктуры, эвакуацию населения, создание народных ополчений и взаимодействие с местными органами власти. Однако в условиях гибридных угроз возникает вопрос о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, где этот режим введен: например, как сочетается централизованное управление войсками с необходимостью оперативного реагирования на локальные диверсии или обстрелы.

На этом фоне территориальная оборона Белгородской, Брянской и Курской областей, формально не находящихся под военным положением, демонстрирует иной подход. Здесь акцент сделан на превентивные меры: усиление пограничного контроля, развертывание систем ПВО, создание территориальных войск из числа резервистов. Правовой основой выступают не нормы Федерального конституционного закона 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении», а положения Федерального закона «Об обороне», что позволяет избежать жестких ограничений прав граждан.

Список литературы

1. Закомолдин Р.В. Актуальные проблемы военно-уголовного законодательства на современном этапе / Р.В. Закомолдин // Военное право. 2024. № 5 (87). С. 115–122. EDN: WTCWIT.
2. Ирошников Д.В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д.В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. № 1 (54). С. 11–22. EDN: WCAYMY.
3. Ирошников Д.В. Становление отрасли законодательства о безопасности в России / Д.В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2021. № 3 (52). С. 17–27. EDN: IENSKM.
4. Канокова Л.Ю. О некоторых проблемах совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в отношении противодействия терроризму и экстремизму // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 5. С. 124–128.
5. Канунникова Н.Г. К вопросу о реализации механизма административно-правового регулирования противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации / Н.Г. Канунникова // Административное право и процесс. 2022. № 7. С. 36–38.
6. Немченко С.Б. О необходимости принятия федерального закона «О территориальной обороне» / С.Б. Немченко, А.А. Зозуля // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2025. № 8 (337). С. 95–101. EDN: JZDODF.
7. Хохлова К.Ф. Правовой режим контртеррористических операций: проблемы законодательной имплементации / К.Ф. Хохлова // Актуальные вопросы развития современной цифровой среды : материалы научно-технической конференции молодых ученых (г. Москва, 14–16 апреля

Остальные статьи