Социально-политические цели и значение субинститута освобождения от уголовной ответственности и наказания в период проведения СВО
Аннотация
Исследование посвящено уголовно-правовому субинституту освобождения от ответственности и наказания в связи с военной службой в период мобилизации, военного положения или военного времени (ст. 78.1, ст. 80.2 и ч. 3.1 ст. 86 УК РФ). Субинститут анализируется как социально-правовой компромисс, позволяющий: сократить выбытие экономически активного населения за счет привлечения лиц, находящихся под уголовным преследованием; снизить нагрузку на пенитенциарную систему; реализовать превентивную функцию уголовного права. Критически оцениваются системные риски: нарушение принципов равенства и неотвратимости наказания, коррупция, криминализация армии, социальная напряженность. Вывод: субинститут — потенциально эффективный, но высокорискованный инструмент уголовной политики для решения экстраординарных военноуправленческих задач.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Российский следователь № 10/2025 |
| Страницы | 37-40 |
| DOI | 10.18572/1812-3783-2025-10-37-40 |
Социальная обусловленность уголовноправовой нормы обязана отражать объективные потребности государства и общества, соответствовать актуальным тенденциям и полноценно раскрывать ее функциональное назначение в социальном, правовом, политическом, экономическом и культурном аспектах. Следовательно, раскрытие сущности обусловленности института освобождения от уголовной ответственности и наказания (и его субинститутов) должно быть направлено прежде всего на обоснование его аксиологической, социально-интегративной, регулятивной функций и функции укрепления государственной власти. Оно должно демонстрировать социальную значимость субинститута и выявлять возможные противоречия для своевременной разработки механизмов их минимизации. Именно инструментарий социально-политической обусловленности в рамках уголовно-правовой политики реализует прогностическую функцию.
Анализ пояснительных записок к законопроектам, легшим в основу исследуемых норм (об особенностях ответственности участников СВО, об освобождении призванных по мобилизации, о внесении изменений в ст. 78.1 УК РФ), показывает, что цель их принятия законодателем детально не раскрыта. Содержащиеся в них общие формулировки («повышение процессуальных гарантий», «совершенствование правового регулирования») не отражают суть социально-политической необходимости данных новелл, что затрудняет их доктринальное обоснование. Законодатель игнорирует необходимость обоснования вводимого субинститута.
