Дата публикации: 04.12.2025

Повышение реального содержания заработной платы как государственная гарантия по оплате труда

Аннотация

Проанализирована судебная практика применения ст. 134 ТК РФ. Сделан вывод о том, что установленная государственная гарантия направлена не на увеличение реального содержания заработной платы, а на его сохранение. Сформулированы предложения о дополнении ТК РФ нормами, императивно регулирующими порядок индексации заработной платы в размере индекса роста потребительских цен, а в сфере локального регулирования предложено оставить повышение заработной платы сверх этого уровня.




Искоренение нищеты в настоящее время признается глобальной задачей, в связи с чем и в России принимаются документы стратегического планирования, направленные на повышение благосостояния населения. В Генеральном соглашении на 2024–2026 годы также указано на необходимость принятия мер, направленных на реализацию государственных гарантий по оплате труда и повышение уровня реальной заработной платы.

Обеспечению повышения уровня реального содержания заработной платы посвящена ст. 134 ТК РФ, нормы которой переносят такое повышение в отношении работников негосударственного сектора в сферу договорного и локального регулирования. Большинство отраслевых соглашений, заключаемых на федеральном уровне, в свою очередь, отсылают по данному вопросу к коллективному договору и локальным нормативным актам.

Норма ст. 134 ТК РФ многократно становилась предметом обращения в Конституционный Суд РФ, которым была сформулирована следующая правовая позиция: предусмотренное ст. 134 ТК РФ «правовое регулирование не позволяет работодателю лишить работников закрепленной законом гарантии, уклониться от установления индексации». Роструд разъяснил, что отсутствие у работодателя регулирования оснований и порядка индексации не исключает его обязанности повышать реальное содержание заработной платы в случае, если за истекший календарный год Росстатом был зафиксирован рост потребительских цен. И суды в таких случаях взыскивают индексацию заработной платы в размере индекса роста потребительских цен за соответствующий год.

Вместе с тем законодательно не установлены пределы локального и договорного регулирования оснований, периодичности, порядка и способов повышения реального содержания заработной платы, в связи с чем положение работников при наличии такого локального регулирования может оказаться хуже, чем при его отсутствии.

Из буквального смысла ст. 134 ТК РФ следует, что индексация — не единственный способ повышения заработной платы. Именно к такому выводу пришел Верховный Суд РФ, указав в Обзоре судебной практики № 4 за 2017 г., что «обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.». Следствием такого подхода стала сложившаяся практика признания исполнения работодателем обязанности, установленной в ст. 134 ТК РФ, и в случаях, когда работникам только выплачиваются разовые премии. Также есть практика признания судами исполнением обязанности по повышению заработной платы и повышения должностного оклада в связи с переводом на другую работу.

Список литературы

1. Козина Е.В. Акты социального партнерства и их роль в реализации работниками своих прав на заработную плату / Е.В. Козина // Трудовое право в России и за рубежом. 2023. № 4. С. 25–27.
2. Кучина Ю.А. Повышение благосостояния работников как приоритетная задача социальной политики государства / Ю.А. Кучина // Трудовое право в России и за рубежом. 2023. № 4. С. 8–11.
3. Линец А.А. Наемный труд и предпринимательский риск: правовые вопросы соотношения / А.А. Линец // Трудовое право в России и за рубежом. 2024. № 3. С. 2–4.

Остальные статьи