Трудо-правовые гарантии: к проблеме конкурентного (коллизионного) межотраслевого правового регулирования (ТК РФ и налоговое законодательство)
Аннотация
В статье дан авторский анализ проблемы межотраслевого конкурентного правового регулирования трудовых отношений в части трудо-правовых гарантий работников в рамках Федерального закона от 25 февраля 2022 г. № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению налогового режима “Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН)”». Обоснован вывод о применении в данном случае при разрешении межотраслевой коллизии норм способа отраслевого приоритета ТК РФ. Предлагается включить в Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» положение о его нераспространении на отношения, связанные с установлением и оценкой обязательных требований, в сфере трудового законодательства РФ о гарантиях прав и свобод работников.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Трудовое право в России и за рубежом № 04/2025 |
| Страницы | 5-8 |
| DOI | 10.18572/2221-3295-2025-4-5-8 |
Совсем немного теории
Прежде чем обратиться к анализу заявленной проблемы, следует остановиться на теоретико-методологических подходах к определению межотраслевого правового регулирования, его форм и способов. Здесь уместно вспомнить известные высказывания великого полководца А.В. Суворова «Теория без практики мертва, практика без теории слепа».
Полагаем, что межотраслевое правовое регулирование можно рассматривать в качестве правового механизма, обеспечивающего взаимообусловленность и согласование межотраслевых связей в системе российского права. Применительно к нашей проблематике — трудовой и налоговой отраслей права. В этой связи межотраслевое правовое регулирование представляет собой совокупность правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые имеют общий (смежный) предмет правового регулирования и единую цель. По нашему мнению, основными формами межотраслевого регулирования выступают субсидиарное, совместное (паритетное) и конкурентное (коллизионное) межотраслевое регулирование, и каждая форма включает способы межотраслевого регулирования. В рамках данной статьи рассмотрим последнюю из выше перечисленных. Основанием конкурентного (межотраслевого) правового регулирования является конфликт норм трудового и налогового права, регулирующих одни и те же отношения (отношения трудо-правовых гарантий). Забегая вперед, отметим, что способом преодоления этого конфликта норм выбираем способ отраслевого приоритета. Здесь имеется в виду именно преодоление межотраслевого конфликта, его устранение должно проводиться на уровне законодательном, путем внесения соответствующих изменений и дополнений в трудовое или налоговое законодательство.
О каком межотраслевом конфликте идет речь? К таковому относятся, с одной стороны, нормы ТК РФ о гарантиях права на труд и гарантиях по оплате труда работников, а с другой — условия применения автоматизированной упрощенной системы налогообложения (АУСН) на основании Федерального закона от 25 февраля 2022 г. № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению налогового режима “Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН)”» (далее — закон об АУСН).
Легальная дефиниция гарантий в трудовом праве дана в ТК РФ (ст. 164) через способы, средства и условия, обеспечивающие осуществление трудовых прав работника в сфере социально-трудовых отношений. Трудо-правовые гарантии устанавливаются не только трудовым законодательством, но и локальными нормативными правовыми актами, коллективными договорами. В нашем случае речь пойдет о трудо-правовых гарантиях, предусмотренных ТК РФ. Особо следует подчеркнуть, что сущностной характеристикой нормотворчества в трудовом праве является участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда (ст. 35.1 ТК РФ). Иными словами, нормы трудового права в ТК РФ — это результат согласования интересов социальных партнеров.
