Правовое регулирование налогов, взимаемых таможнями: опыт Китайской Республики (Тайвань)
Аннотация
Налоги взимаются не только налоговыми, но и таможенными органами. Их виды, как правило, совпадают в разных государствах и территориях. Однако помимо налогов при ввозе или вывозе товаров с таможенной территории подлежат уплате и другие фискальные и регулирующие платежи, аналоги которых не получили широкого распространения. Применение некоторых из них, как в случае с утилизационным сбором, оценивается (в первую очередь потребителями) отрицательно. Формирование системы налогов и сборов, отвечающей национальным интересам и не противоречащей международным обязательствам, является одной из актуальных проблем внешней торговли. В этой связи безусловный интерес представляет иностранный опыт. В настоящей статье предпринята попытка комплексного рассмотрения правового регулирования налогов и иных платежей, взимаемых таможенными органами Китайской Республики, более известной как Тайвань.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право между Востоком и Западом № 03/2025 |
Страницы | 87-96 |
DOI | 10.18572/3034-2953-2025-3-87-96 |
Налоги и сборы Китайской Республики подразделяются на национальные и местные. Некоторые национальные платежи взимаются таможнями. В их числе таможенный налог, налог с оборота, налог на товары, налог на табак и алкоголь, налог на отдельные товары и услуги, сбор за оказание услуг в портах и сбор на стимулирование торговли, а также отчисление с табачной продукции на здравоохранение и социальное обеспечение.
Это не исчерпывающий перечень. Он может быть дополнен, например, таможенными сборами и антидемпинговым налогом.
Обобщающей категорией для фискальных и регулирующих платежей, взимаемых таможенными органами Китайской Республики, несмотря на наличие в этом составе и отчисления, является сочетание иероглифов 稅費 (кит. — налоги и сборы).
Перечисленные налоги и сборы значимы для налогового права Китайской Республики как с точки зрения источника доходов, так и в контексте характеристики системы налогов. Их установление и применение имеют богатую историю, связанную с экспансией западных держав, показывают изменения видов налогов и сборов, иллюстрируют реализацию экономической политики и современные тенденции использования регулирующей функции налогов. Нельзя не отметить и специфику терминологии. В силу этого они представляют безусловный интерес в контексте сравнительного налоговедения.
Правовые основы внешнеторговых платежей сформированы в разные периоды истории Китайской Республики. Некоторые действующие нормативные акты были приняты еще до эвакуации правительства на остров Тайвань в 1949 г.
Начало использования таможенной пошлины в Китае уходит своими корнями к периоду династии Западная Чжоу (1045–770 гг. до н.э.). В публикациях часто можно встретить примеры практики применения таможенного налога, относящиеся к разным периодам. Считается, что последняя императорская династия унаследовала и усилила ограничения внешней торговли, реализованные при династии Мин (1358–1644). Наверное, символично, что первым значением иероглифа 關, входящего в состав термина «таможенный налог», является «закрыть».
Попытки западных держав отрыть рынок Китая привели в 1840 г. к конфликту, известному как Первая опиумная война. Во исполнение ст. X Договора о мире, дружбе и торговле между Ее Величеством Королевой Великобритании и Ирландии и императором Китая (Нанкин, 1842 г.) был принят первый в истории Китая конвенциональный таможенный тариф, применявшийся более 80 лет. В 1928–1930 гг. США и другие западные государства подписали с Китаем договоры о тарифной автономии.
Ставки таможенного налога Китайской Республики указаны в приложении к Правилам 1928 г. «О таможенном налоге на импорт». Правила состоят из трех пунктов и неоднократно изменявшегося приложения; в 2024 г. принята их 70-я редакция. Изменения таможенного тарифа обусловлены и вступлением Китайской Республики в ВТО.
В 1967 г. принят Закон «О таможенном налоге». В ст. 1 этого закона закреплено, что взимание таможенного налога и таможенное оформление грузов производятся в соответствии с этим законом. Ранее соответствующие положения содержались в одной из глав приложения к Правилам «О таможенном налоге на импорт».
Вместе с таможенным налогом в так называемых неравноправных договорах упоминался и налог, обозначаемый иероглифами 釐金. Они либо транскрибируются как likin или «лицзинь», либо переводятся как «налог в 1/1000 (стоимости)». Этот налог введен в 1853 г. для финансирования борьбы с восстаниями и уплачивался с товаров, перемещаемых по территории государства. Его взимание было прекращено с установлением налога с оборота.
История аналога налога с оборота (или промыслового налога) не менее богата, чем история таможенного налога. В исследованиях указывается, что впервые он был введен при династии Чжоу (1046 по 256 гг. до н.э.) и взимался с торговцев и ремесленников, в том числе в периоды правления некоторых последующих династий. Через 20 лет после Синьхайской революции началась новая история этого налога.
В первой редакции Закона 1931 г. «О налоге с оборота» было всего 13 статей. Термин «налог с оборота» выражен иероглифами 營業稅. Первые два иероглифа имеют значения «дело», «промысел» и т.п. В литературе на английском языке эти иероглифы обычно переводят как business tax или VAT.