Дата публикации: 11.09.2025

Правовая политика Китайской Народной Республики в области развития государственно-частного партнерства

Аннотация

Исследование правовой политики Китайской Народной Республики в области развития и регулирования государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) представляет высокую научную и практическую ценность. Изучение китайского опыта государственно-частного партнерства в современных условиях становится особенно значимым для российских исследователей китайского права и юристов-практиков, сопровождающих внешнеэкономическую деятельность. Это обусловлено установлением и совершенствованием российско-китайского стратегического сотрудничества, а также созданием совместных инфраструктурных проектов в рамках инициативы, обозначенной КНР «Один пояс, один путь». В статье анализируется, как институт государственно-частного партнерства регулируется в Китайской Народной Республике. Дается его легальное определение. Проводится комплексный анализ эволюции правового регулирования ГЧП в КНР, начиная с экономических реформ 1980-х годов до современного этапа, включая анализ последних нормативных документов 2023 г. Автор детально рассматривает проблему определения правовой природы соглашений о ГЧП в китайской правовой системе, анализирует новый механизм ГЧП с приоритетом проектов «с оплатой пользователями», введенный в 2023 г. Уведомлением Государственной комиссии по развитию и реформам и Министерства финансов КНР. Несмотря на успешное воплощение в жизнь основной части проектов в рамках взаимодействия государства и бизнеса, существует ряд проблем, с которыми сталкиваются субъекты ГЧП в Китае. В частности, обозначаются сложности в разрешении споров между публичными и частными субъектами по соглашениям ГЧП. В связи с этим в статье раскрываются противоречия между новым механизмом разрешения споров и сложившейся судебной практикой, приводятся примеры из практики правоприменения.




Китайская Народная Республика является государством с успешным опытом государственно-частного партнерства (далее — ГЧП). Характерной особенностью государственно-частного партнерства (ГЧП) в Китае является глубокая вовлеченность в него государственных предприятий (ГП), особенно тех, которые находятся в ведении центрального/национального правительства (ЦГП).

В 1976 г. к власти в КНР пришло новое руководство, что стало переломным моментом для изменения политики Китая по отношению к частной собственности. Первый этап начинает свой отчет в декабре 1978 г., поскольку тогда прошел 3-й Пленум ЦК Коммунистической партии Китая 11-го созыва, который ознаменовал конец мнения руководства Китая о том, что политика должна стоять выше экономики. Третий пленум утверждал, что «экономике страны должно быть уделено большее внимание, что необходимо сделать Китай современной, мощной социалистической страной до конца двадцатого века».

Развитие ГЧП в КНР берет свое начало с середины 1980-х годов. Тогда лидер государства Дэн Сяопин инициировал экономические реформы, известные как стратегия развития «В три шага» для будущего развития Китая. В рамках указанной стратегии планировалось: 1) увеличить ВВП государства в 2 раза относительно показателей 1980 г. и обеспечить базовые потребности граждан КНР (до 1990 г.); 2) поднять уровень жизни населения до среднезажиточного и еще раз удвоить ВВП (1991–2000); 3) увеличить ВВП на душу населения до уровня среднеразвитых стран, значительно повысить народное благосостояние, завершить модернизацию страны (к середине XXI в.). Тогда же была провозглашена концепция «социализма с китайской спецификой».

Постепенно в стране стало восстанавливаться положение предпринимательства. Этому поспособствовал 3-й Пленум ЦК КПК 12-го созыва 1984 г., на котором было принято «Постановление о реформе экономической системы». Постановление содержало обоснование того, почему необходимо продолжать расширять самостоятельность предприятий, а также самостоятельность местных органов власти. В одном из разделов постановления было закреплено «создание системы различных форм экономической собственности». Данный тезис стал важным началом упразднения монополистической деятельности государства в области собственности на средства производства.

После решений XIII съезда КПК в 1987 г. было официально разрешено создание и функционирование частных предприятий, а также были приняты основные документы, призванные урегулировать деятельность таких предприятий. Одними из важнейших документов являются «Временные положения о частных предприятиях в КНР», нормы которых определяли статус частных предприятий, конкретизировали их деятельность, регламентировали их взаимоотношение с государством. Также данный документ содержал официальное определение частного предприятия. Был дан перечень отраслей экономики, которые были рекомендованы к «освоению» национальным капиталом. К таким отраслям относятся промышленность, строительство, транспорт и связь, торговля и иные.

Китай прошел три этапа на пути к принятию современной модели ГЧП. Первый этап начался примерно в 1990-х годах со строительства электростанций по модели «строительство — эксплуатация — передача», а затем последовали инвестиции в платные дороги. В начале XXI в. правительство КНР активно продолжило продвигать рыночно-ориентированную реформу государственного сектора. Поощрялось вложение негосударственного капитала в общественную инфраструктуру, в частности в коммунальное хозяйство. Второй этап начался с издания в 2004 г. административного правила Министерством строительства КНР относительно управления концессиями, начиная с которого модели «строительство — эксплуатация — передача», «передача — эксплуатация — передача», «строительство — эксплуатация — передача» и другие модели стали официально принятыми в сфере коммунальных услуг, строительства дорог, объектов водоснабжения, мусороперерабатывающих заводов и автозаправочных станций. В начале третьего этапа первые годы были отмечены резким ростом ГЧП в Китае. В конце 2013 г. правительство Китая начало продвигать ГЧП в таких сферах, как производство общественных благ и предоставление общественных услуг: энергетика, транспорт, водохозяйство, охрана окружающей среды, сельское хозяйство, лесное хозяйство, наука и технологии, доступное жилье, медицинское обслуживание, здравоохранение, уход за пожилыми людьми, образование, культура и т.д. На сегодня Китай является крупнейшей площадкой ГЧП в мире.

Список литературы

1. Кудин А.П. Частные предприятия в Китае: политика и экономика. Ретроспективный анализ развития в 1980–2010-е годы / А.П. Кудин. Москва : Дашков и К°, 2017. 494 c.
2. Dong, A. Arbitrability of PPP Disputes in China // AnJie Broad Law Firm. 2017. 15 March.
3. Jinmin, W.C. Civil Parties Prevail in PPP lawsuits / W.C. Jinmin // Legal System. 2015. Vol. 12. Iss. 1.
4. Marques, R.C. Is arbitration the right way to settle conflicts in PPP arrangements? / R.C. Marques // Journal of Management in Engineering. 2018. Vol. 34. Iss. 1. Art. 05017007.
5. Pen, S. The Logical Re-verification of the Arbitrability of PPP Agreement Disputes-based on the analysis of 68 arbitration documents / S. Pen // Commercial Arbitration and Mediation. 2025. № 1. P. 45–67.
6. Predicting the litigation outcome of PPP project disputes between public authority and private partner using an ensemble model / X. Zheng, Y. Liu, J. Jiang [et al.] // Journal of Business Economics and Management. 2021. Vol. 22. Iss. 2. P. 320–345. URL: h
7. Xianqi, P. The Arbitrability of Public-Private Partnership Contract Disputes in China //European Chinese Law Research Hub / P. Xianqi // ECLR Hub. URL: <a href="https://blog.uni-koeln.de/eclrhub/2025/04/15/the-arbitrability-of-public-private-partnership-contract-d" target="_blank">https://blog.uni-koeln.de/eclrhub/2025/04/15/the-arbitrability-of-public-private-partnership-contract-d</a>
8. Xiong, M. Centrally Administered State-Owned Enterprises’ Engagement in China’s Public-Private Partnerships: A Social Network Analysis / M. Xiong, T.A. Whetsell, J. (Zhirong) Zhao, Sh. Cheng // Area Development and Policy. 2021. Vol. 6. Iss. 3. P. 296–318
9. Zuo, C. The implementation of Public-Private Partnership in China: A sustainable pathway? / C. Zuo, J. Li, Y. Wang // PLoS ONE. 2024. Vol. 19. Iss. 7. Art. e0305051. URL: <a href="https://doi.org/10.1371/journal.pone.030505" target="_blank">https://doi.org/10.1371/journal.pone.030505</a>
Остальные статьи