Федеральный Верховный Суд Республики Ирак: история, организация и анализ судебной практики
Аннотация
В статье дается обзор деятельности Федерального Верховного Суда Ирака. Исследуется история его создания и правовые основы деятельности: Конституция Ирака 2005 г., Закон «О Федеральном Верховном Суде» и Правила процедуры Федерального Верховного Суда. Автор анализирует ряд вынесенных им решений. Делается вывод, что Федеральный Верховный Суд (далее — ФВС или Суд) является одним из ключевых элементов в системе высших органов власти в государстве и имеет очень значительное влияние на общественно-политические процессы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право между Востоком и Западом № 03/2025 |
Страницы | 22-32 |
DOI | 10.18572/3034-2953-2025-3-22-32 |
Введение
С момента создания в 1921 г. и обретения независимости в 1932 г. Ирак прошел сложный путь конституционно-правового развития. Королевство Ирак было создано в 1921 г. после окончания Первой мировой войны и распада Османской империи в качестве подмандатной территории Великобритании. Значительное влияние на становление органов государственной власти и управления страны оказали британские правовые институты, которые устанавливали правовые основы государственности подмандатной территории. В 1932 г. Ирак получил независимость.
Впоследствии в Ираке были приняты еще несколько Конституций, изменившие его конституционно-правовое устройство. Действующая Конституция Ирака принята 15 октября 2005 г. Прошло уже почти 20 лет, но вопрос о построении устойчивой и эффективной конституционно-правовой системы в Ираке остается актуальным и в настоящее время.
Проводимое с 2005 г. изменение конституционно-правовых основ деятельности высших органов государственной власти и управления Ирака обоснованно вызывает интерес зарубежных и отечественных ученых к этой стране. Без изучения конституционно-правовой специфики Ирака, включая такие важные ее составляющие, как механизм взаимодействия высших органов власти и управления, трудно понять сущность и особенности проведения политики этого государства, которое, как представляется, является одним из важнейших игроков на Ближнем Востоке. В последнее время встают вопросы о возможном внесении поправок в конституцию 2005 г. в связи с нерешенностью ряда проблем. Федеральный Верховный суд является одним из ключевых элементов в системе разделения властей в государстве и имеет очень значительное влияние на общественно-политические процессы.
В статье будут рассмотрены вопросы истории создания ФВС, его компетенции и структуры, и в заключение дан анализ нескольких вынесенных решений.
История создания
Традиции конституционного контроля в Ираке берут начало с Конституции 1925 г. В ст. 83 действовавшей на тот момент Конституции 1921 г. был предусмотрен институт конституционного контроля законов. Эти функции осуществлял Верховный Суд. В этот период в Верховный Суд на паритетных началах входил Председатель и 8 судей из числа членов Сената и судей Кассационного Суда. Председателем Верховного Суда выступал Председатель Сената. Суд не осуществлял свои полномочия на постоянной основе: он созывался по королевскому указу (ирадэ), издаваемому с согласия Совета министров для решения вопросов о соответствии законов Конституции. Верховный Суд реализовал свои полномочия по конституционному контролю единственный раз в 1939 г. и признал неконституционным Закон о запрещении вредоносной рекламы 1938 г.
В 1958 г. в результате революции монархическая форма правления была отменена и Ирак провозглашен республикой. В дальнейшем на территории Ирака еще трижды осуществлялись государственные перевороты, сопровождавшиеся принятием временных конституций (в 1963, 1964 и 1968 гг.). Временная конституция, принятая в 1968 г., в ст. 87 предусматривала создание в Ираке Верховного Конституционного Суда. Он имел полномочия по проверке любых нормативных актов, а также толкованию финансовых и административных законов. Однако уже в 1970 г. была принята новая Временная конституция, которая не предусматривала механизмов судебного конституционного контроля. В 1979 г. судебная власть вовсе потеряла свою самостоятельность после объединения с Министерством юстиции.
Конституционная реформа 2003–2004 гг.
В мае 2003 г. оккупационные силы во главе с США свергли режим Саддама Хусейна. В Ираке была создана Временная коалиционная администрация (ВКА), просуществовавшая с 21 апреля 2003 г. по 28 июня 2004 г. Временная коалиционная администрация являлась структурой внутри министерства обороны США, а глава ВКА как администратор на месте подчинялся напрямую министру обороны США.
Под руководством ВКА 8 марта 2004 г. был издан временный конституционный акт — закон «О государственном управлении государством Ирак на переходный период» (далее — Закон о государственном управлении). Этот акт провозглашался высшим законом на территории Ирака, изменения в который могли быть внесены по решению не менее трех четвертей голосов членов Национальной Ассамблеи с единогласным одобрением Президентского Совета (ст. 3 Закона).