Социокультурный отбор как механизм развития правовой системы
Аннотация
В статье предпринимается попытка реализации социокультурного подхода к осмыслению динамики правовой системы. Утверждается, что правовая система, являясь неотъемлемой частью социокультурной среды, развивается под ее непосредственным влиянием. Механизмом такого развития становится социокультурный отбор — зависимость жизнеспособности правовых явлений от их соответствия сложившейся в обществе системе ценностей. Ключевыми характеристиками социокультурного отбора признаются субъектность, целенаправленность, активность. Указывается, что, подобно естественному отбору в природе, социокультурный отбор выполняет стабилизирующую и движущую функцию, обусловливая сохранение или изменение тех или иных параметров правовой системы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право между Востоком и Западом № 03/2025 |
Страницы | 12-21 |
DOI | 10.18572/3034-2953-2025-3-12-21 |
Когда предметом познания становится сложная исторически развивающаяся система, ключевой задачей исследования оказывается осмысление ее динамических закономерностей. Такая система считается понятой, если установлена «логика» ее движения во времени.
Это общеметодологическое положение в полной мере относится к изучению правовой системы общества. Правовая система общества носит сложно-динамический характер. Она может подвергаться значительным преобразованиям, сохраняя при этом свою целостность и качественную определенность. В этом смысле развитие правовой системы представляет собой неразрывное органическое единство двух противоположных моментов — сохранения и изменения.
С одной стороны, элементы правовой системы не остаются неизменными, они подвижны и исторически конкретны. С другой стороны, динамика внутренней организации правовой системы не означает ее абсолютной изменчивости. В непрерывном процессе ее обновления обнаруживаются участки устойчивости — такие параметры, которые могут длительное время оставаться достаточно стабильными.
Так правовая система всякий раз оказывается «подогнанной» к сложившимся социальным условиям. В этом смысле ее историческая динамика как бы «подражает» процессу биологической эволюции. Здесь вполне закономерно возникает вопрос, действует ли в процессе развития правовой системы общества механизм, аналогичный естественному отбору в эволюции видов?
Как представляется, на этот вопрос необходимо дать утвердительный ответ. Правовая система общества является продуктом специфического по своим критериям и формам социокультурного отбора.
Представление об отборе как движущей силе эволюции сформировалось в биологии в концепции дарвинизма. Дарвиновская модель эволюционного процесса опирается на два основных принципа: определяющая роль внешней среды и борьба живых существ за выживание в этой среде. Развитие, рассматриваемое с позиции отношений «организм — среда», включает две условно различные линии — стратегическую и тактическую. Стратегия определяет конечный полезный эффект эволюционного процесса, а тактика — реальный способ его достижения. В этом смысле стратегической линией эволюции является увеличение устойчивости организма в отношении окружающей среды, тактически эта стратегия обеспечивается естественным отбором, позволяющим организму приобрести и накопить необходимые для выживания адаптивные свойства.
Современная наука, отойдя от узко биологической трактовки отбора, все чаще понимает его как универсальный инструмент, распространяющий свое действие и на внеприродные (т.е. социальные) явления. Поэтому само понятие «отбор», преодолев рамки естественнонаучного знания, фактически приобретает значение общенаучной объяснительной схемы, применяемой для характеристики процессов развития на разных уровнях материи. Примерами обращения к этому понятию при исследовании социокультурной сферы бытия могут служить работы по теории культуры Э.С. Маркаряна или теории научного знания К. Поппера.
При этом речь идет не о простом приложении биологических законов к объяснению процессов, протекающих в обществе или науке, а попытках новой содержательной интерпретации этих законов в соответствии со спецификой социокультурных систем, гораздо более сложных, чем системы природные. Принципиальным здесь становится учет неизвестного биологической эволюции фактора — наличия наделенного сознанием и волей субъекта, способного к свободному целеполаганию и выбору программы своего поведения.
Как всякая целостная система, правовая система «существует не изолированно, не сама по себе, а в определенной взаимосвязи с другими, внешними по отношению к ней, целостными и нецелостными образованиями, составляющими в совокупности среду системы, ее окружение».
Правовая система общества возникает, живет и функционирует в конкретной социокультурной среде, с которой она связана прямыми и обратными связями. Социокультурная среда, с одной стороны, является источником формирования качественных особенностей правовой системы, а другой — сама становится предметом ее воздействия. В этом смысле отношения «правовая система — социокультурная среда» носят адаптивный и одновременно адаптирующий характер.