Право Монгольской империи глазами средневековых европейцев. Часть 2. Право империи Юань в записках иностранных современников
Аннотация
В статье анализируются сообщения европейских современников о праве империи Юань в Китае во второй половине XIII — середине XIV вв. Их записки представляют интерес, поскольку, во-первых, освещают правовые реалии Китая под властью монгольской династии в понятиях и категориях, более привычных для исследователей, опирающихся на западную юридическую традицию. Во-вторых, сообщения европейских современников позволяют проверить и дополнить информацию о праве и правоотношениях в империи Юань, зафиксированную в восточных исторических памятниках. Источниковую базу составили записки путешественников (дипломатов и миссионеров), посетивших империю Юань, а также труды их современников — ученых, которые сами не бывали в монгольском Китае, но основывались на свидетельствах путешественников, которые сами записок не оставили. Ценность этих записок повышает интерес разных авторов к разным сферам правоотношений, что позволяет сформировать представления об особенностях различных отраслей права в империи Юань.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право между Востоком и Западом № 03/2025 |
Страницы | 2-11 |
DOI | 10.18572/3034-2953-2025-3-2-11 |
Завоевание монгольским ханом Хубилаем Китая в 1260–1270-х годах и провозглашение империи Юань (1271) привело к разногласиям между ним и правителями других улусов Монгольской империи, которые с 1269 г. отказались признавать его даже номинальным своим верховным правителем. Несмотря на последовавшие конфликты и открытое военное противостояние между отдельным улусами, число европейских путешественников в Монголию и Китай не только не сократилось по сравнению с предыдущими десятилетиями, но и существенно возросло. На протяжении второй половины XIII — середины XIV вв. Китай, находившийся под монгольским владычеством, посетили многочисленные европейские дипломаты, миссионеры, торговцы, ряд которых оставил записки о своих путешествиях, содержащие, в том числе, сведения об организации власти и регулировании правоотношений в империи Юань. Другие путешественники сами свои впечатления не записывали, но некоторые из них сообщали подобного рода сведения европейским ученым, которые их фиксировали и, соответственно, включали в свои труды.
Значительное число подобных записок путешественников и ученых трудов сохранилось до нашего времени в оригинале, немалая их часть также введена и в русскоязычный научный оборот, что позволяет нам провести комплексный историко-правовой анализ сведений европейских современников о праве и правовых реалиях империи Юань.
К числу записок путешественников, чьи путевые впечатления представляют для нас интерес, следует отнести источники:
– «Книга о разнообразии мира» Марко Поло, который в 1270–1290-х годах около 17 лет провел в империи Юань, причем непосредственно при дворе хана Хубилая;
– несколько посланий в Рим миссионера Джованни де Монтекорвино, являвшегося в 1292–1328 гг. католическим архиепископом Ханбалыка (совр. Пекин);
– послание еще одного миссионера Андреа из Перуджи, который в 1320-х годах являлся католическим епископом Зайтона;
– записки миссионера Одорико де Порденоне, побывавшего в Китае в 1324–1327 гг.;
– труд папского легата Джованни Мариньоли, который побывал в Китае в 1342–1346 гг. и впоследствии включил воспоминания об этом путешествии в свой научный труд «История Богемии», написанный в 1355–1358 гг.;
– записки еще одного путешественника несколько выходят за формальные рамки нашего исследования: речь идет о сочинении Ибн Баттуты — арабского (марроканского) путешественника, посетившего Китай в 1342 и 1346 или 1347 гг., которого, естественно, отнести к «европейцам» нельзя, однако мы все же сочли целесообразным привлечь к анализу и его труд, поскольку он также являлся современником и очевидцем. Кроме того, он стал, пожалуй, единственным мусульманским автором, посетившим Китай в интересующий нас период и оставившим сведения интересующего нас характера об империи Юань, поэтому его информация представляет большой интерес для сравнения с записками европейских современников.
Другие авторы, чьи сочинения представляют для нас интерес в рамках данного исследования, сами в Китае не бывали, однако именно благодаря им до нас дошла информация, сообщенная им теми путешественниками, которые сами не потрудились зафиксировать результаты своих поездок в империю Юань. Наиболее значительными среди таких трудов представляются следующие:
– «Цветник историй стран Востока» армянского принца Хайтона, ставшего монахом и составившего свое сочинение во французском католическом монастыре на рубеже XIII–XIV вв.;
– анонимное тосканское торговое руководство (ок. 1320 г.) и близкая к нему по содержанию «Практика торговли» флорентийского торговца Франческо Балдуччи Пеголотти (начало 1320-х годов);
– «Книга о Великом хане», составленная Жаном де Кора, арехиепископом Султании (в монгольском Иране) в начале 1330-х годов по поручению папы Иоанна XXII;
– ряд дипломатических посланий самих пап Иоанна XXII и Бенедикта XII к монгольским ханам — императорам Юань;
– несколько более поздние сочинения францисканцев, в которых также были зафиксированы рассказы миссионеров, побывавших в империи Юань и сопредельных государствах, например, «о Подобии жизни святого Франциска с жизнью господа Иисуса», составленное неким Бартоломео из Пизы между 1385 и 1390 гг.;
– наконец, нельзя не отметить любопытное сочинение-мистификацию — «Путешествия и приключения сэра Джона Мандевиля» (между 1368 и 1371 гг.), составление которого приписывается бургундскому врачу Жану де Бургоню (он же Жан Ла Барб), который в 1320-х годах некоторое время провел в Египте, но далее на Восток не путешествовал, а с 1343 г. постоянно проживал в Льеже, хотя и утверждает в своей книге, что 15 месяцев служил «Великому хану». Ряд исследователей считает, что автором «Путешествий» мог быть не один автор, а несколько. Как бы то ни было, и это сочинение, хотя и основанное целиком на записках более ранних путешественников, представляет определенный интерес с точки зрения уделения автором внимания некоторым интересующим нас историко-правовым сведениям.