О правосубъектности региональных организаций в условиях многополярного правового порядка в мире
Аннотация
Цель. Провести сравнительное исследование существующих и вновь образованных региональных объединений на предмет правосубъектности по признаку договорной правоспособности. Определить тенденции их развития как переходного этапа к новой многофункциональной международной правовой системе. Методология: авторы применяли сравнительно-правовой и диалектический методы, методы формальной логики, включая анализ и синтез. Выводы. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу о том, что в мире сформировался многополярный правовой порядок, который отличается от однополярного, прежде всего, отсутствием лидера-гегемона, сотрудничеством на базе общепризнанных принципов международного права и равноправного партнерства, повышенными гарантиями международной безопасности. Региональные организации являются продвинутой формой объединения государств, поскольку образуют «экономические блоки», в соответствии с национальными интересами государств-членов. Научная и практическая значимость. В ходе исследования подтверждается, что понятие «регион» является сквозной категорией международного и внутригосударственного права. В процессе взаимодействия нескольких государств определенного региона планеты образуются интеграционные объединения при условии правосубъектности и договорной правоспособности участников отношений, которые наиболее соответствуют категории многополярного правового пространства. Развитие правосубъектности региональных организаций гармонизирует правовое регулирование у государств-членов, что способствует стабилизации правовых отношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 04/2025 |
Страницы | 44-47 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2025-4-44-47 |
В современных условиях прослеживается постепенная интеграция правовых систем государств в региональном правовом пространстве, следствием которой явилось образование геополитического объединения нового типа БРИКС. Термин «интеграция» обозначает движение самостоятельных частей к более крупной системе. Иными словами, взаимодействие и сближение нескольких государств определенного региона Земного шара, при наличии компетенции и правосубъектности для заключения соответствующих международных договоров. Известный политический и государственный деятель Е.М. Примаков утверждал, что уже в конце XX столетия начала складываться многополярная мировая система, а ее появление было предопределено неравномерностью развития различных государств. И, по его мнению, многополярность XXI в. значительно отличается от многополярности XX столетия, поскольку снижает конфронтацию между государствами, и на смену ей приходят интеграционные объединения государств в области экономики или политики, направленные на стабильность отношений.
В нашей статье мы затронем вопросы правосубъектности таких организаций, как Содружество Независимых Государств (СНГ), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Союзное государство России и Белоруссии, как наиболее заметных на современной международной арене с участием России. Впервые понятие «региональные соглашения» было введено в гл. VIII Устава ООН (ст. 52–54), которая регулирует порядок сотрудничества региональных международных организаций с ООН по вопросам поддержания мира и безопасности в определенном географическом регионе.
В Большой Советской энциклопедии к понятию «регион» относят крупные индивидуальные образования, объединенные природными, экономическими, политическими особенностями. А региональными называются международные организации на ограниченных территориях. В свою очередь, они классифицируются по уровню региональной экономической интеграции и включают зоны свободной торговли, таможенные, валютные союзы, общие рынки. Государства, образующие региональные организации, могут иметь общую историю и интерес к гармонизации потенциальных моделей развития. А термин «региональная организация» необходимо использовать, «чтобы подчеркнуть более ограниченный охват конкретного членства». Правосубъектность региональных организаций отличается от правосубъектности государств, прежде всего, тем, что она является производной и не базируется на суверенитете. Источником правового статуса является учредительный документ, основанный на общепризнанных принципах международного права. Главным признаком правосубъектности региональной организации является объем ее договорной правоспособности, порядок которой определяется правилами самой организации.
К региональным организациям «евразийской интеграции» на постсоветском пространстве относятся Содружество Независимых Государств (СНГ), Союзное государство России и Белоруссии, Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Общими целями и принципами в учредительных документах региональных организаций являются: соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права; интеграция в общем экономическом пространстве; свободное общение, взаимная правовая помощь и сотрудничество. К особенностям относятся учреждение в Уставе СНГ Совета министров обороны, Главного командования Объединенных Вооруженных Сил (ст. 30), Совета командующих Пограничными войсками (ст. 31), создание Экономического Суда (ст. 32). В Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 г. был утвержден принцип равноправия, координационного регулирования, но не был точно определен правовой статус СНГ как государства или надгосударственной организации. Зато не забыли о едином контроле над ядерным оружием, который впоследствии перешел к России как государству — продолжателю Советского Союза. Союзное государство России и Белоруссии было образовано Договором о создании Союзного государства от 26 января 2000 г.. В ст. 1 говорится о стремлении двух стран к созданию демократического правового государства. Есть положения об одновременном праве на гражданство как в своем, так и в Союзном государстве (ст. 14). Кроме того, в разд. II определены предметы ведения Союзного государства, а в разд. III говорится о поэтапном введении единой денежной единицы (ст. 22), предусмотрено движение к единому таможенному пространству (ст. 29). Наднациональным органам Союзного государства и компетенции Суда Союзного государства посвящен разд. V.