К вопросу о допуске к образованию в России лиц, не владеющих государственным языком: анализ изменений российского законодательства в сфере образования
Аннотация
Цель настоящей статьи заключается в анализе актуальной ситуации с правовым регулированием допуска к образованию детей иностранных граждан. В связи с введением обязательного тестирования на знание русского языка для детей иностранных граждан и лиц без гражданства авторы настоящей статьи обращаются к действующему законодательству Российской Федерации в части реализации конституционного права каждого на качественное образование. Недавно был принят федеральный закон, которым был установлен запрет на поступление на общеобразовательные программы для иностранных граждан, не владеющих в должной мере русским языком как государственным языком образования в России. Социологические опросы показывают, что эта проблема является крайне серьезной и распространенной, что требует реакции, в том числе, со стороны российского государства и органов законодательной власти. Методология: в рамках проведенного исследования авторы использовали, в частности, такие методы, как системный анализ, синтез, сравнение, обобщение. Научная и практическая значимость. В настоящей статье авторы анализируют сложившуюся ситуацию с допуском лиц к образованию с учетом уровня их владения русским языком, а также действующее образовательное законодательство, включая наиболее актуальные изменения в Закон об образовании, вступающие в силу с 1 апреля 2025 г. Выводы. Авторы делают вывод о необходимости подобных изменений, которые назрели в последние несколько лет, а также делятся опытом проведения языкового тестирования в Санкт-Петербургском государственном университете.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 04/2025 |
Страницы | 36-43 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2025-4-36-43 |
1. Введение
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) в ст. 43 гарантирует каждому право на образование. При этом важно учитывать, что образование, которое не является в должной мере качественным, не может расцениваться как социальное благо. Между тем в последние годы особенно остро встает вопрос обучения в общеобразовательных организациях лиц, которые не владеют в достаточной мере русским языком. Зачастую ими являются дети мигрантов из стран ближнего зарубежья, приехавших в Россию на заработки временно или с целью дальнейшего получения вида на жительство в Российской Федерации или российского гражданства. Формирование позитивного правосознания и адекватной модели поведения в российском социуме для данных граждан заметно затрудняется также различиями в религии и моральных критериях и неудовлетворительным знанием русского языка.
В Российскую Федерацию въезжают различные категории трудовых мигрантов. Их можно подразделить на:
– переселенцев, переезжающих на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;
– иностранных граждан, работающих по контракту (от неквалифицированных до высококвалифицированных работников);