Научное наставничество в системе юридического образования: организационные и теоретические аспекты
Аннотация
Постановка проблемы. На сегодняшний день высшая школа предназначена не только для удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах, равно как и потребностей рынка в конкурентоспособных специалистах, но и играет огромную роль в научно-технологическом прогрессе современного государства. Развитие науки, в том числе юридической, немыслимо без раскрытия творческого потенциала человека и популяризации науки среди молодежи. Все это предъявляет особые требования к организациям научно-исследовательской работы студентов в высших учебных заведениях. Целью и задачами данного исследования является раскрытие опыта организации и проведения НИРС в высшем учебном заведении при подготовке специалистов в сфере юриспруденции. В основу методологии исследования положены общенаучные и специальные методы. Анализ и сбор статистических данных о реализации института наставничества в вузе помог определить эффективность и значимость данного института в развитии студенческой науки. В ходе исследования сделан вывод о том, что научно-исследовательская деятельность студентов должна реализоваться в рамках системы «студент ↔ преподаватель ↔ (наставник) ↔ администрация». Сформулированные положения и выводы в статье представляют научно-теоретический интерес при изучении проблем организации НИРС в вузе и могут иметь практическое значение при разработке методических рекомендаций планирования НИРС в образовательных учреждениях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 04/2025 |
Страницы | 22-25 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2025-4-22-25 |
Научная деятельность и научно-технологический прогресс не только определяют жизнь современного общества, но и являются показателем его развития в будущем. Переход на путь инновационного развития общества возможен лишь при условии формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы. Ведущую роль в данном направлении играет наличие эффективной системы воспроизводства конкурентоспособных на мировом уровне кадров научной и научно-образовательной сферы. В России на сегодняшний день остается не решенной проблема возрастного дисбаланса в структуре научно-исследовательской деятельности с доминированием старшей возрастной группы исследователей. Данный факт обусловлен недостаточными масштабами вовлечения талантливой молодежи в научно-исследовательскую среду и ее закрепления в ней. На наш взгляд, наиболее эффективное сохранение и развитие российского научного потенциала возможно лишь при сохранении традиционных отечественных подходов российской высшей школы, которая представляет собой многоуровневую систему, включающую образовательный, научный и воспитательный компоненты.
Научный потенциал берет свое начало с научно-исследовательской деятельности студентов (НИРС) в высшем учебном заведении, которая дополняет учебный процесс и является стартовой площадкой для будущих ученых-исследователей, но привлечение к научной деятельности студентов для многих вузов является проблемой. Ударом по студенческой науке стал переход на двухступенчатую систему образования, так как в основу подготовки бакалавриата положен принцип базовой подготовки работника в соответствующей области и существенное сокращение требований ранее действовавших отечественных стандартов. В дальнейшем поступлении в магистратуру заинтересованы далеко не все выпускники бакалавриата, зачастую из-за отсутствия финансовых средств. Нехватка контингента, способного заниматься научными исследованиями, особо ощутима для региональных отдаленных от центра вузов. В условиях недостаточности научно-исследовательских навыков у молодых студентов-исследователей и возможностей профессорско-преподавательского состава вуза тезис «преподаватели должны заниматься наукой и увлечь за собой студентов» становится неконструктивным и бесперспективным. В учебных заведениях, не имеющих развитых научных школ, о студенческой науке вспоминают в отчетный период, не побуждая азарта студентов к научно-исследовательской работе. Но хотелось бы заметить, что выполнение аккредитационных нормативов, связанных с научными исследованиями и внедрением инновационных технологий образования, может носить формальный характер. Полагаем необходимым на уровне вуза разработать и внедрить в практику действенные механизмы и системы поддержки, способствующие развитию студенческой науки.
В Казанском филиале Российского государственного университета правосудия им. В.М. Лебедева в последние годы сформировалась стабильная система организации студенческой науки, включающая в себя два традиционных направления: учебно-исследовательскую деятельность и научно-исследовательскую деятельность студентов. Отечественные образовательные стандарты отличаются особенностью наличия компетенций, направленных на формирование в процессе обучения не только высокого уровня специалиста-профессионала, но и самодостаточной высоконравственной личности. Студент должен получить не только знания, навыки будущей профессии, но и сформироваться как личность, способная к ответственной аналитической работе, поэтому учебный процесс вуза включает в себя разные формы работы, начиная от курсовых исследований до проведения научных студенческих конференций. Главная проблема, которая стоит в большинстве учебных учреждений, — это отсутствие научно-творческого интереса у студентов. Отвечая на вопрос, как вовлечь студентов в сферу науки, отметим, что прежде всего важна среда, созданная внутри самого учебного учреждения, в которой студент выступает не субъектом научной деятельности в рамках учебного процесса, а является частью научной жизни вуза. Именно с этих позиций предлагаем рассматривать организацию студенческой науки в контексте трех составляющих «студент-преподаватель (наставник)-администрация».
Очевидно, что среди всех действующих лиц, принимающих участие в организации студенческой науки (преподаватели, заведующие кафедрой, деканы, руководители научных отделов и т.д.), администрация вуза играет ведущую роль. Именно перед ней стоит задача создания благоприятных условий для эффективной научно-исследовательской работы студентов, которая при правильном планировании будет выполнять и сопутствующие задачи — занятость студентов во внеучебное время и повышение рейтинга вуза. Организация включенности студентов в научно-исследовательскую деятельность должна реализовываться в двух формах — коллективная и индивидуальная. Их сочетание решает две основные задачи: 1) популяризация НИРС и вовлечение студентов в науку; 2) актуализация личностного роста участников НИРС и проявление научно-исследовательского потенциала студента, его способности к профессионально-личностной рефлексии.