О роли конституционного права в юридическом образовании
Аннотация
Цель. При обсуждении вопросов стратегического развития юридического образования, включая определение приоритетов, ключевых проблем и задач в этой сфере, принципиальных подходов к их решению, необходимо выделить главное, на что должна опираться данная стратегия. В ее основе должно лежать понимание фундаментальных духовно-нравственных ценностей, которые находят свое высшее концентрированное нормативное закрепление в основах конституционного строя России, а их содержательное раскрытие обеспечивается через конституционное право — мировоззренческое, методологическое и институциональное ядро правовой системы. Качество изучения российского конституционного права определяет общий профессиональный уровень юриста, его правовую культуру и мышление, позволяет успешно решать любые отраслевые задачи. В статье поднимаются проблемные вопросы, связанные с позиционированием данной дисциплины в существующей системе юридического образования, и намечаются пути для их решения. Методология: использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы: диалектический, системный, логический, анализа и синтеза, формально-юридический. Делаются выводы о том, что: 1) конституционное право Российской Федерации является не только ведущей отраслью, но и выполняет функцию мировоззренческого, методологического и институционального ядра национальной правовой системы, имеет значение основы правовой культуры каждого гражданина; 2) освоение конституционного права Российской Федерации как учебной дисциплины, формируя представления об основах общественного и государственного устройства, социокультурных особенностях их становления и эволюционного развития, определяет образ юридического мышления обучающегося; 3) конституционное право дает ключевые ценностно-смысловые юридические ориентиры и инструменты, позволяющие правоприменителю профессионально решать любые конкретно-отраслевые и специальные задачи, исходя из верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации. Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет критически осмыслить роль конституционного права в юридическом образовании, а также способствует теоретическому осмыслению практических проблем, связанных с его преподаванием.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 04/2025 |
Страницы | 17-21 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2025-4-17-21 |
Вспоминая свою учебу в Саратовском юридическом институте имени Д.И. Курского (ныне — Саратовская государственная юридическая академия), не хотел бы излишне предаваться истории и мемуарному жанру. Сегодня важнее поговорить о будущем, о смыслах и перспективах. И все же не могу не вспомнить своих учителей, которые были людьми высокой культуры, образцом профессиональной этики и педагогического такта, отличались умением просто объяснять сложные вещи. Это прежде всего профессора Фарбер И.Е., Матузов Н.И., Манохин В.М., Калмыков Ю.Х., Зайцев И.М., Ной И.С. Они прививали нам вкус к знаниям, их нравственная позиция обеспечивала мощное воспитательное воздействие. Они учили нас думать: критически оценивать информацию, аргументировать свою точку зрения, принимать взвешенные решения.
Императорский указ Правительствующему Сенату о судебной реформе 1864 г., «водворявший в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех», преследовал и более общую цель: «утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего». В этом заключена, пожалуй, суть предназначения юридической профессии, которая не может восприниматься сугубо прагматически, с позиции урегулирования правовых конфликтов, противоречий.
Юрист выполняет миссию служения общему благу в своем Отечестве, утверждая пути и средства к его достижению, основанные на законности, воспринятой с уважением, а значит — справедливой. Такой взгляд на юристов, призванных к утверждению порядка, определяющего благополучие общества, позволяет понять, что юридическое образование — нечто большее, чем путь к профессиональной самореализации и удовлетворению кадровых нужд экономики. В нем заключается источник, питающий и «оживляющий» правовой дух нации, ценности, правила и формы, позволяющие ей в справедливом взаимодействии граждан сохранять идентичность и развиваться суверенным образом. Юридическое образование должно быть всегда национально-ориентированным, а его обустройство относится к ключевым направлениям государственной политики.
Несколько слов о становлении Академии, которое дает хорошую пищу для размышлений о том, к какой организации юридического образования и модели юриста мы должны стремиться.
Как известно, Академия была создана в соответствии с Постановлением ВЦИК от 20 апреля 1931 г. «О мероприятиях по подготовке и переподготовке кадров работников советского строительства», которым предусматривалось выделение из Саратовского государственного университета факультета советского строительства и права и его реорганизация в Саратовский институт советского права.