Происходящие в последние годы в России политические и экономические процессы — необходимость ликвидации последствий новой коронавирусной инфекции, начало в феврале 2022 года специальной военной операции (далее — СВО), введение антироссийских санкций со стороны недружественных государств — привели к трансформации правового инструментария достижения сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, прежде всего федерального бюджета. В результате проведенной систематизации правовых норм выделяются три правовых блока норм, регулирующих общественные отношения в сфере сбалансированности бюджетов. Особое внимание уделяется анализу положений в сфере управления дефицитом бюджета и закрепляющих «бюджетное правило», включая правовые предписания, устанавливающие количественные ограничения дефицитов бюджетов, виды источников финансирования дефицита бюджетов, порядок формирования и использования суверенного фонда РФ — Фонда национального благосостояния (далее — ФНБ). На основе анализа изменений бюджетного законодательства и положений программных документов Российской Федерации делается вывод о том, что основной акцент при модернизации правового инструментария достижения сбалансированности бюджетов законодателем сделан на «бюджетном правиле», которое в новом формате возвращается в правовое поле в 2023 году. В качестве трендов трансформации правового инструментария достижения сбалансированности бюджетов отмечены: увеличение видового разнообразия источников финансирования дефицитов бюджетов, расширение направлений использования средств ФНБ за счет разрешения размещения в государственные ценные бумаги России, смягчение количественных ограничений для дефицитов региональных и местных бюджетов. Кроме того, формулируются предложения по совершенствованию бюджетного законодательства России.