В статье на основе анализа российского законодательства и реальных практик взаимодействия государственных органов власти с институтами гражданского общества в сфере защиты прав соотечественников, находящихся за рубежом, делается вывод о необходимости трансформации сложившейся модели такого взаимодействия.
Отражены особенности взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества в сфере защиты прав соотечественников: отсутствие системных связей во взаимодействии; наличие системы координационных советов, построенных по зонтичному принципу; создание общественных организаций по типу GONGOs; возрастание роли и значения общественных палат и уполномоченного по правам человека в РФ как координационных институтов, что позволяет восполнить утерянные каналы взаимодействия в связи с введением санкций в отношении Россотрудничества, ряда крупных общественных организаций и др.
Проведено исследование позитивных и негативных факторов, влияющих на взаимодействие институтов гражданского общества с органами публичной власти.
Делается вывод о необходимости правовой регламентации конкретных форм взаимодействия государства с институтами гражданского общества, в том числе такими, как землячества, национальные диаспоры, организации, созданные в рамках женского движения.
Предложены мероприятия, направленные на повышение эффективности государственной политики по защите прав соотечественников, в том числе за счет активного взаимодействия с институтами гражданского общества.