Статья открывает серию публикаций, посвященных конституционно-правовым аспектам стратегического управления социально-экономическим развитием государства. Уходит время, когда в России планирование считалось несовместимым с рыночными отношениями, притом что оно уже давно реализуется в странах с рыночной экономикой, а иногда и закрепляется конституционно. Хотя поворот к стратегическому планированию в России обычно обосновывается экономическими соображениями, имеются и конституционно-правовые аргументы. Идея же создания системы стратегического управления связана с тем, что все принятые за последние десятилетия концепции и стратегии развития оказались в значительной степени невыполненными, а многие заложенные в них положения были изначально неверны; не улучшило ситуацию и принятие закона о стратегическом планировании, критикуемого специалистами за продуцирование потока плохо согласующихся между собой документов. Создание эффективной системы стратегического управления требует четкого определения субъекта, объекта, инструментария управления, а также его этапов, моделирования, ресурсного обеспечения и аппарата для оценки достигнутых результатов. В данной статье с конституционно-правовых позиций рассмотрены этапы стратегического управления, в частности, предложено предусмотреть два дополнительных начальных этапа, приводящих процесс в большее соответствие как с теорией управления системами, так и с базовыми конституционными положениями; раскрывается понятие «алгоритмическое моделирование»; выявляется коллизия между юридической силой целеполагающих документов стратегического планирования и других актов, в том числе закрепляющих его ресурсное обеспечение, а также проблема недостаточной согласованности политики, реализуемой как разными органами (и иными субъектами) на одном уровне публичной власти, так и на ее разных уровнях; предложены способы разрешения соответствующих проблем и коллизий. Раскрыты нормативно-правовые аспекты, требующие учета при разработке аппарата для оценки результатов стратегического управления, а также рассмотрена целесообразность перехода к целевым показателям, в большей степени отвечающим современным представлениям о развитии.