В статье рассматриваются теоретические и прикладные проблемы применения психологических знаний пенитенциарными психологами, сотрудниками служб и подразделений УИС в профессиональной деятельности при реализации ее важнейшей задачи — обеспечения безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы, определенной Концепцией ее развития на период до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р).
Проведенное исследование позволило установить и обосновать предмет и объекты, принципы, подходы и релевантные направления, механизмы, приемы и методы безопасности УИС, ее комплексное содержание.
На современном этапе развития пенитенциарной системы наиболее изученными учеными-юристами являются правовое, организационное, управленческое, воспитательное, инженерно-техническое, информационно-компьютерное направления обеспечения безопасности в УИС. Вместе с тем весьма востребованными и актуальными выглядят и такие направления, как психологическое, педагогическое, кадровое, социальное, материально-техническое и финансовое.
Вся профессиональная деятельность сотрудников служб и подразделений протекает в социальных системах «сотрудник — подозреваемый», «сотрудник — осужденный», «сотрудник — персонал УИС», поэтому психологическому направлению обеспечения безопасности следует придавать первостепенное, исключительное внимание.