За годы непрерывного совершенствования избирательной системы России преобразования коснулись, в том числе, самого близкого к избирателю звена — участковой комиссии. Увеличился срок полномочий, расширился перечень полномочий, а также фактически повысились требования к уровню профессиональной подготовки члена участковой комиссии. В свою очередь, подход к пониманию места и роли участковой комиссии остался неизменным, а форма организации ее деятельности — достаточно ограниченной. Несмотря на общую тенденцию к увеличению числа постоянных избирательных комиссий, уникальная правовая природа участковой комиссии сдерживает процесс ее трансформации. В рамках настоящей статьи предпринята попытка определить основные специфические признаки, отличающие участковую комиссию от иных видов избирательных комиссий, выявить особенности развития ее правового статуса, сформулировать основные противоречия, возникающие в правовом регулировании ее деятельности, и предложить возможные способы оптимизации работы участковой комиссии в Российской Федерации.