Принцип недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере образования применительно к государственной политике предполагает либо создание равных условий для соперничества, либо невмешательство органов власти в процессы соперничества в сфере образования, а к правовому регулированию — установление правил поведения и юридических механизмов обеспечения их соблюдения. Сфера образовательных услуг сегментируется по видам образовательных услуг (уровням образования, специальностям и т.п.), каждый из которых представляет отдельный товарный рынок.
Конкуренция существует и между образовательными организациями, и между образовательными программами, факультетами, кафедрами, научными школами и прочими структурными элементами образовательного процесса как вида деятельности.
Применение термина «конкуренция» к образовательной сфере условно допустимо, в сфере образования важно не столько обеспечить развитие конкуренции как самостоятельной деятельности образовательных организаций, сколько создать механизм определения лидерства учебных заведений и их структурных элементов, обеспечив справедливый и недискриминационный доступ к тем образовательным услугам, в получении которых заинтересован конкретный потребитель.