В статье рассматривается понимание цифрового суверенитета, сложившееся в странах Европейского союза и в Китайской Народной Республике. Представлено общее видение цифрового суверенитета, сложившееся во Франции. Подчеркивается, что именно в этой стране произошло первое использование данного понятия (в 1997 г., автор — П. Белланжер). Развитие интернета на принципах полной свободы рассматривалось как скрытая экспансия американских гигантов технологической индустрии, как новая форма колониализма, приобретающая цифровую оболочку. Такие идеи оказывают влияние на французскую правотворческую политику, обусловившую появление Закона № 2016-1321 от 7 октября 2016 г. о цифровой республике и создание Института цифрового суверенитета. Исследован опыт Германии, где создан Центр цифрового суверенитета государственного управления, призванного анализировать возможности ИТ-рынка по предоставлению цифровых решений для государственного управления. Германский подход построен на необходимости создания конкурентных начал, что предотвратит зависимость от поставщиков цифровых услуг. Одновременно подчеркивается необходимость опоры на цифровые решения с открытым кодом. Представлены общая характеристика «европейского цифрового суверенитета», продвигаемого на уровне Европейского союза, а также сложности реализации данной концепции. Обозначено общее понимание цифрового суверенитета, разрабатываемого в Китайской Народной Республике, строящегося на осуществлении национального контроля над данными; программным обеспечением; аппаратным обеспечением; цифровыми услугами; сетевой инфраструктурой; стандартами и правилами цифрового взаимодействия. Выделено, что в Китае данное понятие рассматривается только применительно к государству в целом, подчеркиваются его защитный характер, а также сбалансированность и умеренность в регулировании.