Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу принципа добровольности участия в осуществлении общественного контроля в Российской Федерации. Предметом анализа становятся соответствующие положения законодательства Российской Федерации, посвященные организации и осуществлению общественного контроля в России и практике их применения; применяются обще- и частнонаучные методы — анализа, синтеза, аналогии, формально-юридический, сравнительно-правовой, толкования правовых норм, социологический, историко-правовой и др. В статье обосновываются роль и место данного института гражданского общества в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства. Исследуются основные подходы в научной и учебной литературе относительно содержания понятия добровольности участия в осуществлении общественного контроля в России граждан страны, общественных объединений и иных некоммерческих организаций. В работе формализованы и изучены основные проблемы, препятствующие оптимальной реализации указанного принципа общественного контроля при организации и проведении его мероприятий. В статье разработана и обоснована система мер по разрешению указанных проблем, в том числе путем внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации и действующее законодательство об общественном контроле.