В статье раскрываются характеристики территориальных преференциальных режимов в правовом механизме взаимоувязанной реализации социально-экономической и пространственно-территориальной политики государства, обосновывается необходимость конституционного осмысления их правового регулирования, в том числе финансового, с позиции достижения не узкофискального, а общесоциального эффекта, сбалансирования частных и публичных интересов, включая повышение как эффективности осуществления на соответствующей территории публично значимых задач, так и уровня и качества жизни населения. Выявляются проблемы и дефекты действующего регулирования в этой сфере, носящие системный характер и свидетельствующие о дефиците стратегического и концептуального целеполагания. Предлагается с опорой на методологические подходы, сложившиеся в том числе в практике конституционного правосудия, авторское определение признаков и понятия территориальных преференциальных режимов.