В статье исследуется вопрос о правовой природе судебных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, обосновывается мнение, что отнесение всех административных дел к исковым неверно, поскольку не по всем делам инициаторами выступают лица, спор о субъективном публичном праве которых рассматривается и разрешается судом. Правовой конфликт и исковый спор — это не тождественные понятия. Правовой конфликт возможен и при отсутствии искового спора. Если инициатива по возбуждению административного дела состоит в удовлетворении законного интереса органа (должностного лица) и материально-правовое требование не предъявляется, такое дело подлежит рассмотрению в порядке особого производства, поскольку не связано с рассмотрением притязания о защите субъективного права, т.е. иска. Высказывается мнение, что критерии разграничения административных дел следует искать в процессуальных формах судебной защиты.