Контрольно-надзорные органы должны адаптироваться к новым вызовам в условиях ускорения изменений и необходимости соблюдения прав и законных интересов граждан, общества и государства в сфере природопользования. В статье исследуется функционал различных информационных систем: Единый реестр проверок и Единый реестр видов контроля, которые помогают упрощать процедуру контрольно-надзорной деятельности и повышают ее прозрачность. В работе акцентируется внимание на том, что современные контрольно-надзорные мероприятия основываются на риск-ориентированном подходе, что позволяет эффективно распределять ресурсы и минимизировать вмешательство в деятельность добросовестных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере природопользования. В статье выделены существующие проблемы, связанные с недостаточной автоматизацией и отсутствием единой платформы для взаимодействия различных контрольных органов, затрудняющие обмен информацией между контрольно-надзорными органами и порождающие дублирование функций, что негативно сказывается на общей эффективности контроля. Подчеркивается необходимость обновления законодательства для определения ролей и функций информационных систем в сфере природопользования. Подчеркивается необходимость обучения сотрудников контрольно-надзорных органов, обновления навыков работы с новыми информационными системами и обеспечения информационной безопасности. Тенденции цифровизации контрольно-надзорной деятельности связаны с повышением прозрачности и доступности информации в сфере государственного управления. Авторы отмечают, что эффективная цифровизация контрольно-надзорной деятельности способствует укреплению правовой защищенности граждан и организаций, а также улучшению климата для бизнеса в условиях постоянно меняющихся требований и реалий.