Цифровизация, развитие интеллектуальной собственности и инновационных технологий требуют переосмысления и уточнения правовых понятий «юридическое лицо» и «коммерческая корпорация». На основе анализа теорий юридического лица, статистики по регистрации коммерческих корпораций и «компаний одного лица», а также потребностей и особенностей современного гражданского оборота автором сформулирована аксиологическая теория коммерческой корпорации. Предложено определение понятия «ценности коммерческой корпорации», рассматриваемого как детерминанта экономико-правовой организации коммерческой корпорации. В ракурсе обеспечения экономической безопасности коммерческая корпорация рассматривается как реально существующая организация, включающая «людской», имущественный, организационно-управленческий и хозяйственно-производственный субстраты (элементы), формирующие условия для осуществления предпринимательской деятельности. Выдвинутая теория формирует научно-методологическую основу для обеспечения экономической безопасности коммерческой корпорации и демонстрирует эмерджентный субстрат корпорации.