Цель. Уголовное законодательство имеет задачей охрану государственного строя и общественной системы, их отдельных структур и институтов. Особенность Уголовного уложения 1903 г. относительно указанных задач заключается в том, что оно принято в исключительный и особенный исторический период времени. В первую очередь, это обстоятельство связано с периодом времени, охватившим развитие уголовного законодательства в период XIX в., которое нашло отражение в его системе, структуре и уголовно-правовых нормах. Во вторую очередь, как отмечается в преамбуле Уголовного уложения 1903 г., оно принимается в условиях состоявшихся преобразований государственных и общественных, с учетом требований новых решений. Значительные изменения относились к формированию уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за нарушение правил управления, пользования, обслуживания и распоряжения транспортом. Следует также заметить, что Уголовное уложение 1903 г. представляло собой и явилось основанием для развития уголовного законодательства нового столетия, в том числе уголовной ответственности за транспортные преступления. Методология: диалектика, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения. Выводы. Во-первых, вторая половина XIX в. характеризуется активным строительством транспортной системы и ее инфраструктуры; во-вторых, возникла необходимость в формировании специальных органов управления, ранее не предусмотренных в структуре органов власти Российской империи; в-третьих, безопасность движения и эксплуатации транспорта нуждалась в полном правовом обеспечении управления транспортной системой; в-четвертых, организация движения транспорта нуждалась в формировании учреждений и служащих по подготовке профильных специалистов; в-пятых, задача бесперебойной работы транспортной системы и движения транспортных средств предопределила необходимость в системном обслуживании и ремонте транспортных средств и транспортной инфраструктуры; в-шестых, заслуживали формирования и обеспечения пункты/станции формирования составов, погрузки/перегрузки грузов и посадки/пересадки пассажиров; в-седьмых, возникла необходимость в формировании транспортных бригад, определении для них места и времени приема пищи, отдыха и взаимозаменяемости, а далее (как необходимая составляющая любой деятельности) была предопределена функция контроля за движением транспортных средств, особенно их техническим оснащением, в целях исключения несчастных случаев. Научная и практическая значимость. Конкретизировать рассматриваемые категории Уголовного уложения 1903 г. в целях определения их значения и места в действующем национальном уголовном законодательстве и в науке уголовного права. Использовать результаты при подготовке нормативно-правовых актов, предусматривающих ответственность за посягательство на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, в сложной современной системе управления в области организации и эксплуатации транспорта, особенно в международных и смежных направлениях, а также в учебном процессе при подготовке специалистов в области правоприменения.